a

Монах Ириней (будущий пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Ирак­лий) подвизался в Свято-Торицком Ис­сык-Куль­ском монастыре, ис­пол­нял по­слу­ша­ние зво­на­ря и по­мощ­ни­ка эко­но­ма, когда ле­том 1916 го­да кир­ги­зы под­ня­ли в Се­ми­ре­чье вос­ста­ние, вы­ра­зив­ше­е­ся в мас­со­вых и бес­по­щад­но же­сто­ких убий­ствах и гра­бе­жах. 10 ав­гу­ста этого го­да мя­теж­ни­ки по­яви­лись вбли­зи Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря. На­се­ле­ние Ис­сык-Ку­ля и боль­шая часть бра­тии по бла­го­сло­ве­нию на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Ири­нар­ха по­ки­ну­ли оби­тель. Две­на­дцать мо­на­хов, и сре­ди них мо­нах Ири­ней, во гла­ве с ду­хов­ни­ком мо­на­сты­ря иеро­мо­на­хом Ра­фа­и­лом и схи­мо­на­хом Ис­и­хи­ем оста­лись в оби­те­ли и с мо­лит­вой и пе­ни­ем ожи­да­ли на­па­де­ния вра­гов. Во­рвавшись в храм, киргизы вы­гна­ли от­ту­да мо­на­хов, из ко­то­рых семь че­ло­век уби­ли око­ло па­пер­ти и двух тя­же­ло ра­ни­ли; иеро­мо­нах Ра­фа­ил при этом был обез­глав­лен; раз­гра­би­ли все цер­ков­ное и мо­на­ше­ское иму­ще­ство, а к но­чи, по обык­но­ве­нию, уда­ли­лись в го­ры. Звонарю Иринею и еще двум монахам удалось спастись. 

Впо­след­ствии мо­нах Ири­ней был по­стри­жен в схи­му с име­нем Ирак­лий. Свя­то-Тро­иц­кий мо­на­стырь был за­крыт боль­ше­ви­ка­ми сра­зу же по за­хва­те ими вла­сти в Се­ми­ре­чье в 1919 го­ду. 

Са­мым боль­шим сво­им гре­хом схи­мо­нах Ирак­лий счи­тал, что он по ма­ло­ду­шию укло­нил­ся во вре­мя мя­те­жа кир­ги­зов при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну вме­сте с бра­ти­ей Свя­то-Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, спря­тав­шись на ко­ло­кольне и та­ким об­ра­зом из­бе­жав смер­ти. О про­ще­нии это­го гре­ха он го­ря­чо мо­лил­ся Бо­гу всю жизнь.

Осо­бую сла­ву святителя Ин­но­кен­тия со­став­ля­ет необык­но­вен­ный про­по­вед­ни­че­ский та­лант, за что его назвали «Рус­ским Зла­то­устым». Как про­по­вед­ник он от­ли­чал­ся тем, что дей­ство­вал по пре­иму­ще­ству на серд­ца слу­ша­те­лей и увле­кал их яс­но­стью и про­сто­тою сло­ва, тон­ки­ми и ост­ро­ум­ны­ми сбли­же­ни­я­ми пред­ме­тов, ис­кус­ством от­кры­вать в них но­вые и за­ни­ма­тель­ные сто­ро­ны и уме­ни­ем при­нять, как мож­но бли­же, свои по­уче­ния к раз­лич­ным слу­ча­ям и об­сто­я­тель­ствам. Святитель со­здал но­вую рус­скую шко­лу про­по­вед­ни­че­ства, да­лё­кую вся­кой внеш­ней эф­фект­но­сти и су­хой учё­но­сти.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.