Специалисты Государственного центра русского фольклора о том, где найти подлинную народную культуру, надо ли православным сторониться фольклора, совместимы ли церковные и народные традиции и как нам остаться русскими.

Постовые потрясения, пасхальная весна, свежесть и новизна Пятидесятницы – всё сменилось ровным, строгим, спокойным течением церковного календаря. Даже Типикон возвращает нас в привычные богослужения: всё, казалось бы, знакомо. Ничего нового: знай служи по трафарету, когда если что и меняется, то только в святцах – всё одно и то же… Скукотишша. Так и представляешь себе эту самую ортодоксально-типиконовую «скукотишшу» с ее однообразной житухой, одинаковыми службами, одинаковыми же лицами и безрадостными, дежурными улыбками. И так – до следующего года? Не верится, правда? Не может же так быть, чтобы совмещались скука, я и Церковь. Если разобраться по-настоящему, и не только в Типиконе, то скучно нам быть вообще не должно.

В постоянной новизне церковной повседневности, которая оказывается вовсе не повседневной, мы разбираемся с иереем Сергием Ермолаевым, который служит в вологодском храме Иоанна Предтечи.

Мы продолжаем знакомить наших читателей с программой телеканала «Спас» «Мой путь к Богу», в которой священник Георгий Максимов встречается с людьми, обратившимися в Православие из разных неправославных конфессий и заблуждений. Сегодняшний собеседник отца Георгия – Иван Лисков, в отрочестве оказавшийся среди сатанистов, а затем поиск «исконной веры» привел его к неоязычникам, с которыми он был связан в течение многих лет.

Итак, наступило Рождество Христово. Время от Рождества до праздника Богоявления называется Святками, то есть особо святыми днями, в которые христиане должны вспоминать и радоваться о Рождении Господа Иисуса Христа. Однако если в Интернете вы введете в поисковике слово «Святки», то обнаружите, что, оказывается, на Святки надо гадать, и даже встречаются утверждения, что будто бы Церковь разрешает святочные гадания, что в период Святок будто бы можно. Соответственно, это подается как старинная русская традиция, и, конечно, светские люди особенно доверчивы ко всему этому.

Очень многие люди считают, что все религии и веры говорят об одном и том же и одинаково стремятся к Богу, просто молятся Ему по-разному. Это — крайне вредное заблуждение.

Решив строить рай на земле, человечество выбрало «иметь». Рай земной и сейчас представляется нам местом изобилия, похожим на иллюстрацию из сектантского буклета. Но в Граде Небесном главное — быть, и Господь наш есть Сущий — Тот, Кто есть. Есть замечательная пословица: «Каждый хочет иметь друга, но не каждый хочет им быть». Сейчас всё чаще мы хотим «иметь». «Хочу ребёнка» — вместо «хочу быть матерью», «хочу иметь мужа» — вместо «хочу быть женой» и т. п. За этими тонкостями языка стоит отношение человека к жизни, его девиз: или — я для кого-то, или — кто-то для меня.

Люди ищут счастья, жизни вечной, света присносущного, любви Небесного Жениха, единения с Богом, лицезрения святых небожителей, хоров мириад ангелов, вечной Литургии Агнца Божия. Ищут неистово.Только не знают, где искать. Ищут — как говорят святые отцы — вещей конечных с бескрайним желанием, ищут вечности в плоти, ищут света в мусоре.

Первая неделя Великого поста называется Торжеством Православия. Если абстрагироваться от исторического смысла этого праздника, посвященного победе над иконоборческой ересью, то никакого особенного торжества Православия в нашей жизни не видно. Всюду — и на личном, и на государственном уровне — нужно ежечасно и ежесекундно бороться с грехами и пороками.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.