Перевоплощение или воскресение в Вечную жизнь

Учение о реинкарнации было широко распространено в прошлом, продолжает развиваться в нехристианских религиях и сейчас. Согласно этому учению, когда кто-то умирает, его душа переходит в другое тело, где начинает новую жизнь.

В разных религиях реинкарнация понимается неодинаково. Наиболее известно буддийское толкование, согласно которому конечная цель души вырваться из вечного цикла непрерывных перевоплощений, чтобы в итоге достичь Нирваны — состояния… небытия!

В одних религиях считается, что душа может переселиться только в человеческое тело, в других перевоплощения могут происходить между разумными существами (люди-ангелы-боги), а третьи представляют, что в этот круговорот возможно включить также еще животных, растения и даже минералы!

На Западе учение о реинкарнации встречается, главным образом, в различных сектантских движениях вроде «Нью эйдж». Здесь, как правило, принимается и более «западная» версия, утверждающая, что целью реинкарнации является самосовершенствование и последующее возрождение в высшей форме жизни, а не окончательное исчезновение.

Вышеупомянутые взгляды не просто инородные — они совершенно несовместимы с христианскими. Учение о реинкарнации, хотя и в разных формах, как правило, утверждает, что личность есть нечто, изменяющееся от перевоплощения к перевоплощению и которое может быть поглощено безликим божеством и исчезнуть, как капля в океане.

Это, однако, идет вразрез с христианской верой, где как Бог, так и каждый отдельный человек имеет свою индивидуальность, которая сохраняется навсегда, и каждый осознает себя отдельной личностью.

Христианское учение о воскресении утверждает, что умерший человек вновь обретет свое тело со своими собственными личными качествами, которыми он обладал при жизни, и, таким образом, будет осознавать себя как личность.

Какие же проблемы возникают в связи с теорией реинкарнации? Начнем с того, что появление подобной теории было обусловлено необходимостью объяснить существование зла в мире и удовлетворить общечеловеческое чувство справедливости.

Проблема зла

Каждый человек способен прийти в исступление при виде несправедливостей нашего мира. Человеческое страдание шагает рука об руку со страданиями остальных творений: кто из нас не плакал, наблюдая вокруг мучение и несправедливость?! Почему так происходит? Каков глубокий смысл этого? Получается, если это единственная жизнь, которая вообще существует, то есть та, которую мы видим и которой живем, то все это абсолютно несправедливо и бесполезно. Кто вернет жизнь человеку, умершему по случайности? Кто даст отпор неправедности тех, кто при всем своем вредительстве продолжает счастливо жить и умирает спокойной смертью?

Ответы на подобные вопросы, задаваемые людьми, которые никогда не слышали о христианском взгляде на существование зла, представляются весьма простыми в теории реинкарнации.

Очевидно, когда несчастливый человек умирает, следующая его реинкарнация регулируется законом кармы, который предписывает вознаграждение потерпевшему и наказание его обидчику в виде причиненного им зла, вернувшегося к нему же. Таким образом, потерпевший становится существом высшего порядка или блаженным, а тот, кто его обидел, — нищим или злобным, кровожадным зверем. Итак, общечеловеческое чувство справедливости удовлетворено, и страдания уже не воспринимаются так тяжело.

Но есть ли логика в этих рассуждениях?

Согласно этому учению, если кого-то обидели, значит, такова его карма, потому что в предыдущей жизни он был плохим человеком.

Но если это так, то идеи о несправедливости не существует вовсе, поэтому будет целесообразным его обидеть. Ведь тогда он просто получит то, что заслужил. К человеческой боли не следует относиться с состраданием, не должно быть попыток помочь этому человеку. Нищим и больным не следует предлагать никакую милостыню, но, напротив, их нужно винить как единственных ответчиков за свою теперешнюю судьбу, поскольку они, должно быть, были злыми людьми в своих предыдущих жизнях. Каждый человек должен принимать свою судьбу безропотно и без каких-либо попыток улучшить жизнь (текущую), потому что он таким образом расплачивается за совершенные им в прошлой жизни преступления, о которых, кстати сказать, он ничего не помнит.

Некоторые вопросы, связанные с реинкарнацией

Есть еще одно несоответствие в теории реинкарнации. Если человек не помнит свою предыдущую жизнь, почему он должен нести за нее ответственность? Какой смысл? Это все равно что наказать ребенка, не потрудившись разъяснить ему его вину! Или просто назвать его плохим, но не растолковать почему.

Наказание имеет смысл только в непосредственной связи с проступком. Если карма просто совершает ответное действие, то это называется не справедливость, а месть. В расплате кармы был бы смысл, только если можно было бы вспомнить предыдущие жизни и таким образом осознать причину своего наказания и больше ее не повторять.

Но и даже при этом всегда найдется кто-нибудь, кто скажет, что человек может просто действовать по жизни осторожно, чтобы достичь высот реинкарнации, пока его душа не приобретет достаточно опыта для соединения с божественной сущностью.

Однако многие вопросы по-прежнему остаются без ответа, например вопрос о том, насколько это вообще хорошо для человека. Когда злой человек перевоплощается в злого зверя, то как ему подняться на более высокую ступень реинкарнации? Не перевоплотится ли злое животное, в свою очередь, во что-то худшее?

Итак, давайте предположим, что все существа являются частицами всеведущего бога (о чем говорит нам восточная философия); если верховное существо всеведуще, то почему оно должны быть разделено на столько частей, которым необходимо приобретать опыт и затем возвращаться к нему? Если верховное существо всеведуще, то какая ему нужда в опыте?

Если существа не остаются определенными лицами, но теряют свою личность, к чему, наконец, вся эта суета и беспокойство о многочисленных реинкарнациях, если все в итоге возвращается в небытие нирваны?

И если некий абсолют, от которого якобы возникли все существа, действительно представляет собой самый высокий уровень развития, откуда тогда произошли злые существа? Ведь они должны возникать из чего-то злого. А из такой высокой степени развития не может выйти ничего дурного.

А откуда же произошли микробы и черви? Ведь нельзя с уверенностью говорить о доброжелательности либо злонамеренности души червя! Из какого состояния они перевоплотились? И с какими добрыми делами они будут продвигаться дальше?

Наконец, если карма есть то, что приводит к реинкарнации во что-то хорошее или плохое, то она и является истинным источником несправедливости в мире. Карма виновата во всем, что происходит с кем-то, а не те, кто обидели его, так как и оскорбленные, и оскорбляющие являются лишь пешками в заранее определенной игре, основывающейся на неизменных «моральных» законах.

Таким образом, карма рассматривается как грандиозный преобразователь Вселенной — более могущественный, чем даже этот абсолют, обязанный создавать или уничтожать других существ, опираясь на закон кармы.

Но тогда, если карма есть конечная власть и причина всего во Вселенной, то она и должна быть творцом, а тот обязательно должен быть мудрым и справедливым, а не слепой силой и виновником всех неприятностей.

В таком случае, абсолют не является ни всеведущим, ни первопричиной всего, а подчиняется ограничениям и изменениям со стороны закона кармы, не может существовать вне времени и пространства и, следовательно, не является несотворенным (каким представляется).

Итак, если все это неверно, каким образом тогда можно объяснить «воспоминания из прошлых жизней», вызываемые с помощью гипноза?

Альтернативное толкование воспоминаний из прошлых жизней

Многие действительно верят в реинкарнацию, причем не в силу своих философских убеждений, а потому, что они просто могли быть свидетелями одного из таких «воспоминаний», или, возможно, слышали о тех, кто «помнит» события своей прошлой жизни, не проживая их в настоящей, или были знакомы с таким человеком. Но когда есть альтернативный ответ, объясняющий механизм действия феномена, становится невозможным соглашаться с теорией, подобной теории реинкарнации, полной противоречий.

Давайте рассмотрим три таких альтернативных объяснения.

Во-первых, существует определенная духовная связь между людьми, поскольку все они имеют общую природу. Поэтому при определенных условиях (таких как гипноз), у человека можно вызвать воспоминания из чьей-то чужой жизни, и тот воспримет их как свои собственные, а это совсем не означает, что он лично пережил те события, но просто в другой жизни.

Во-вторых, в нашей Вселенной есть измерения, для нас не заметные. Таким образом, снова при определенных условиях, теоретически можно увидеть события в разных точках пространства и времени; но и получается, что эти события действительно имели место быть в жизни того же самого человека.

И, наконец, третье (и наиболее вероятное объяснение, по нашему мнению) состоит в том, что люди, из своекорыстных интересов распространяющие теорию реинкарнации, подвергают загипнотизированного человека громадному впечатлению, рассказывая о том, что произошло с кем-то другим, в другое время, с тем чтобы убедить участников, что реинкарнация возможна. По крайней мере, у некоторых из нас, бывших свидетелями подобных случаев, сложилось такое представление от вещей, которые говорил загипнотизированный о «ком-то», кто приходил к нему.

Но тем, кто хочет верить опыту, мы напоминаем об огромном опыте христиан, которые имели контакт с умершими людьми, заверявшими их в реальности воскресения и неверности реинкарнации.

Христианский взгляд на реинкарнацию.

После изложения всех вопросов, связанных с этой ошибочной теорией, рассмотрим христианскую точку зрения на проблему зла и то, как она решается без каких-либо противоречий в рамках христианства.

Зло есть причина нашего выбора как свободных существ. Конечно, не все заканчивается в этой несправедливой жизни. Сегодняшние несправедливости будут оправданы, когда после воскресения каждый из нас получит тело, которое мы заслужили благодаря справедливому Божиему суду в зависимости от того, как мы прожили нашу жизнь. Каждый из нас будет конкретным человеком и будет очень хорошо помнить все свои деяния.

Затем, воскреснув, каждый будет продолжать существовать как личность, во взаимной любви между людьми, объединившись со всемогущим Богом Вселенной, наделенный индивидуальностью, а не как безликая капля в какой-то безликой нирване.

Святые отцы о реинкарнации

Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.

Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».

И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград».

Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие неле­пости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого фи­лософа, если обнажишь их от прикрас в выражении, уви­дишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже».

Критикуя оригенистов, веривших в предсуществование душ, святитель Григорий Нисский пишет, что «учение их клонится к тому, что, как говорят, сказывал о себе один из языческих мудрецов, а именно: ″Был я мужем, потом облекся в тело жены, летал с птицами, был растением, жил с животными водяными″… Причина же такой нелепости — та мысль, что души предсуществуют… Если душа каким-либо пороком отвлечется от высшего образа жизни, и, однажды вкусив, как говорят, телесной жизни, делается человеком; жизнь же во плоти в сравнении с вечной и бестелесной, без сомнения, является более страстной, то душе в такой жизни, в которой больше поводов ко греху, совершенно неизбежно сделаться более порочной и страстной, чем была прежде. Страстность же человеческой души есть уподобление бессловесному. Душа, усвоившая себе это, переходит в естество скотское и, однажды вступив на путь порока, даже и в состоянии бессловесном никогда не прекращает дальнейшего поступления во зло. Ибо остановка во зле есть уже начало стремления к добродетели, а у бессловесных добродетели нет. Поэтому душе необходимо всегда будет изменяться в худшее, непрестанно переходя в состояние более и более бесчестное и изыскивая всегда положение худшее того, в каком она находится… Душа, однажды поползнувшаяся в жизни высшей, не сможет остановиться ни на какой мере порока, но по наклонности к страстям из словесного состояния перейдет в бессловесное, а из этого дойдет до бесчувственности растений… Поэтому для нее уже будет невозможно возвращение к лучшему»

Святитель Григорий формулирует один из классических аргументов против реинкарнации, который позднее неоднократно повторялся и уточнялся уже в применении к собственно индуистской концепции переселений, связанной с идеей кармы.

Вот, например, слова о ней свт. Иоанна (Шаховского): «Невозможно принять сам принцип воздаяния, составляющий основу учения о реинкарнации. ″Падшие″ люди наказываются воплощением, при котором они, с одной стороны, не могут в их новом состоянии радикальной деградации осознать ни меры своих прежних проступков, ни степени своего наказания, с другой — прочнейшим образом ″закрепляются″ в этих формах в своем падшем состоянии. В животном состоянии они не способны оценить свое прошлое, сделать необходимые выводы и исправиться. Поэтому получается фикция воздаяния».

В ХХ веке опровержению и развенчиванию заблуждения о переселении душ немало слов посвятил святитель Николай Сербский, который, в частности, писал: «Вы слышали об этом (реинкарнации) на сборище оккультистов и спрашиваете, как это согласуется с учением Христа? Эх, братья честные, лучше бы вы не ходили на то собрание, а пошли бы в церковь и послушали Евангелие о богаче и Лазаре, о том, как умер несчастный и больной бедняк, которого уста Господни именуют Лазарем, а потом умер знатный богач, чье имя уста Господни даже не произносят. Душа Лазаря сподобилась небесной радости, а душа безымянного богача — адских мук. Неужели небесный знаток, наш Спаситель Господь, этой притчей раз и навсегда не пресек легенды о переселении душ? Неужели Он, Свидетель всех тайн неба и земли, не засвидетельствовал со всей очевидностью, что души переселяются не из тела в тело, но прямо и навсегда переходят в ту обитель, какую заслужили земными делами!..

[Пусть это будет для вас] грозным предостережением, чтобы вы не тешили себя мыслями: когда умру, явлюсь на землю в другом теле, потом еще и еще раз и еще тысячу раз, и будет у меня время исправиться. Страшная, но и утешительная истина в том, что человеку дан один срок жизни на земле, а потом — суд. И только за этот краткий срок каждый может безвозвратно заслужить либо вечную жизнь, либо вечную муку».

В другой книге, объясняя изречение Господа Иисуса Христа, сказанное Им на кресте, святитель Николай пишет: «Слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: Отче! в руки Твои предаю дух Мой (Лк. 23, 46)»

 

Учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:

«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».

 

По материалам:

Протопресвитер Антоний Алевизопулус. Возможна ли реинкарнация?

Максимов Ю. Православные святые о реинкарнации.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.