О предопределении

Предопределение в каталицизме.

Богословский спор о соотношении сил человеческой природы и благодати Божией в спасении человека возник в Римской Церкви еще в V веке, задолго до разделения Церквей, но оказал существенное влияние на развитие западного христианства как в католической, так и в протестантской традиции. Он связан с именем выдающегося отца Западной Церкви — блаженного Августина.

Блж. Августин находил природу человека совершенно искаженной наследием первородного греха, который лишил ее всякого стремления к Богу. Святая воля Бога заместилась в душе человека его собственным греховным произволом и в своем естественном состоянии человек есть раб греха. Вожделения неизбежно влекут его ко злу, человек не способен определить себя к добру и содействовать своему спасению, которое совершает в нем благодать Божия.

Но если спасение совершает только благодать Божия, то возникает вопрос: а какое же участие принимает в этом человек? Пытаясь ответить на этот вопрос, блж. Августин постепенно склонился к идее предопределения, которая стала одним из основных недостатков его учения и одним из главных соблазнов для будущих основоположников Протестантизма. Первоначально он признавал некоторое участие воли человека в спасении, так как от него самого зависит — принять благодать в себя как дар Божий или отвергнуть ее. Но впоследствии блж. Августин пришел к выводу о том, что человек в безблагодатном состоянии настолько порабощен грехом, что не способен уверовать в Бога без предваряющего действия Его благодати. Сама возможность веры и обращения к Богу является безусловным даром Божественного предопределения, в котором человек не имеет никакой части.

В XIII столетии взгляды идеи блж.Августина оказали значительное влияние на учение почитаемого отца католической церкви - Фомы Аквинского и других представителей схоластики, в частности, на Дунс Скота. В этом же столетии спор подхватили представители двух основных соперничающих католических орденов того времени: доминиканцы и францисканцы. Первые строго следовали учению блж. Августина, вторые считали, что первородный грех ухудшил изначальную природу человека, но не настолько, чтобы он не мог желать и не мог быть способным после падения делать добро. Благодать сообщается человеку только в том случае, когда он прилагает максимальные усилия для того, чтобы стать достойным её. Эти идеи к тому времени серьезно проникли в жизнь и учение Римо-католической Церкви.

Предопределение в протестантизме

Основатель протестантизма Лютер считал, что можно быть уверенным в своем спасении. И эта уверенность есть признак горячей веры, так как спасение основано не на человеческих способностях, а на верности Божией Своим милостивым обещаниям. Лютер побуждает протестантов «правильно и с пользой для дела думать или говорить о вечном избрании или предопределении и предназначении чад Божьих к вечной жизни».

Другой основатель протестантства Меланхтон настаивал на том, что человек должен принять божественную любовь как свободный дар Бога. Он называет три действующие причины обращения — Слово Бога, Святой Дух и человеческую волю. Эта концепция часто подвергалась критике в среде протестантизма, поскольку в ней усматривали идею о том, что человек способен содействовать собственному спасению.

Позднее лютеранство оставило в стороне взгляды Лютера на Божественное предопределение и предпочло развиваться в рамках свободного человеческого отклика Богу, а не суверенного Божественного избрания конкретных людей. Для лютеранства конца XVI в. «избрание» означало человеческое решение возлюбить Бога, а не Божественное решение избрать определенных людей.

Основную идею Реформации о бессилии человечества и всемогуществе Бога абсолютизировал Жан Кальвин. Предопределение, по Кальвину, должно рассматриваться в правильном контексте. Оно является не «продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения. Кальвин исходил из понятия об избранничестве человека Богом. Вера, деятельное стремление к святости полностью обусловлены не свободой человеческого выбора, но непостижимым и милосердным Божественным избранием. А поскольку Бог вечен, то вечно и это избрание. Поэтому, одни люди предопределены к вечному блаженству, другие — к вечному проклятию. Предопределение является «вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие другим». Человек, существо греховное и непослушное, не отвергнут Богом, но должен уповать на вечное спасение, которое не может быть основано на достоинствах человека. Человек ничего не может сделать для своего спасения. Однако, несмотря на существование предопределения к погибели, человек не может знать, кто избран погибнуть.

Доктрина предопределения по Кальвину давала ответы также на вопросы социального порядка. Например, проблема несправедливости в распределении материальных и духовных даров среди людей решалась сведением решения к Божественному предопределению.

Предопределение в Иудаизме.

Сообщая о существовании в Иудее трёх религиозных течений - ессеев, саддукеев и фарисеев, историк Иосиф Флавий (1 в.) характеризует ессеев, как сторонников доктрины о полной предопределенности, саддукеев - как сторонников учения о свободной воле человека, а фарисеям приписывает компромиссную позицию. Течение фарисеев, из которого впоследствии вышел раввинат, сочетало убеждение о всемогуществе Бога с нравственным выбором человека. Свобода в иудаизме состоит в возможности человека принять или не принять Закон.

Предопределение в Исламе

Вера в то, что Аллах полностью предопределяет судьбу своих творений является условием веры. Человек, отрицающий это положение не является мусульманином. Осмысление соотношения предопределения со свободой морального выбора являлось предметом споров кадаритов (отстаивающих идею о свободной воле человека) и джабраитов (защитников Божественного предопределения). В результате дискуссии утвердилась компромиссная позиция. Предопределение связано с безграничным знанием Аллаха обо всем, в том числе и о жизни человека.

Предопределение в Провославии.

Отцы и учителя Православной Церкви учат о том, что Бог хочет спасения всех людей, однако Он не определяет их ко спасению, оставляя, таким образом, место для свободной воли человека. Так Святитель Иоанн Златоуст говорит не о предопределении, а о «предвидение» Бога. Св. Иоанн Дамаскин учит о том, что «Бог все предвидит, но не все предопределяет».

Учение о предвидении и промысле Божием получило развитие в учении о синергии (совместном действии в деле спасения) человека и Бога.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.