Святитель Ге́рман, патриарх Константинопольский

Житие

Святитель Герман, патриарх Константинопольский, родился в Константинополе в VII веке. Отец его, один из первых сенаторов в Византии, был убит по приказу императора Константина Погоната (668–685), а мальчика Германа оскопили и отдали в церковные клирики, где он глубоко изучил Священное Писание. За святость жизни Герман был поставлен епископом в город Кизик. Святитель Герман твердо встал на защиту православной веры от еретиков-иконоборцев. Впоследствии он был поставлен патриархом Константинопольским. Святитель Герман продолжал противостоять иконоборцам, возглавляемым императором-еретиком Львом III Исавром (717–741), однако силы были неравны, и он вынужден был положить свой омофор в алтаре на престоле и оставить первосвятительскую кафедру. Тогда разгневанный император, обличенный накануне патриархом в ереси, послал воинов, которые подвергли святого побоям и изгнали из патриаршего дома. Святитель Герман был патриархом 14 лет и 5 месяцев и удалился в монастырь, где провел оставшиеся дни своей жизни. Скончался святой патриарх Герман в 740 году, в возрасте 95-ти лет, и погребен в монастыре Хора в Константинополе. Впоследствии мощи его были перенесены во Францию.

На Седьмом Вселенском Соборе (787) имя патриарха Германа было вписано в диптих святых. Святитель Герман известен как церковный писатель. Им написаны: "Созерцание предметов церковных, или Толкование на литургию" и произведение, посвященное объяснению трудных мест Священного Писания, а также сочинение о праведном воздаянии после смерти. По богатству исторических сведений важны его сочинения о ересях, возникавших с апостольских времен, и о церковных соборах, происходивших в царствование императора Льва-иконоборца. Сохранились также три послания патриарха о почитании икон, которые читались на Седьмом Вселенском Соборе. Другие сочинения его представляют собой гимны в похвалу святым, слова на праздники Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы и на обновление храма в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы.

При изучении песнотворческого достояния святителя Германа становится очевидным, о чем болела душа святого патриарха и как он отзывался на скорби Святой Церкви своего времени. Слово святого песнописца было всегда ясным, отчетливым, доходчивым. Святитель больше всего заботился о том, чтобы оглашаемые им истины могли быть отчетливо усвоены молящимися, чтобы святая вера, православно исповедуемая им в его творениях, была достоянием каждого из его пасомых. Отсюда – цельность, отсутствие украшательства в построении его песнопений, их предельно отчетливая структура, краткость большинства его стихир и канонов.

Вместе с тем, всматриваясь в строки церковных произведений святителя Германа, можно различить целый ряд таких основных положений, которые не поднимались и не освещались другими песнописцами. Здесь опять следует вспомнить сказанное выше о личности святого патриарха: это был прежде всего первосвященник великой Церкви Константинополя, второго Рима, и одновременно – исповедник и страдалец за Святую Церковь и веру. Поэтому первостепенной в его песнотворческих трудах была проповедь ЦЕРКВИ, причем Святитель много и пространно говорит о догматах и ересях, в отдельных случаях упоминая даже имена еретиков, с которыми вела борьбу Святая Церковь. Подобной проповеди ЦЕРКВИ мы не встречаем в трудах прочих церковных гимнографов.

 

Цитата из «Слова на Введение во Храм Пресвятой Богородицы» святителя Германа, патриарха Константинопольского

Вот опять другое торжество и радостный праздник Матери Господа; вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ее. Ибо куда, не часто, но однажды в каждый год, входил священник для совершения таинственного служения, туда она приводится родителями своими для непрестанного пребывания в неприступном святилище благодати. Кто знает, чтобы когда-нибудь было что-либо такое? Кто из современников или из предков видел или слышал, чтобы лицо женского пола введено было внутрь святого святых и жило и воспитывалось там, когда доступ туда едва позволен был даже мужескому полу? Не очевидное ли это доказательство, не явный ли признак, не поразительное ли указание на высокие и новые дела, имевшие совершиться над Нею?

Дерзающие говорить против Нее и видящие как не видящие пусть покажут нам, где они видели когда-либо что-нибудь такое? Где они видели, чтобы девица обетованная и притом трехлетняя принесена была за третью завесу храма как непорочный дар для непрестанного обитания там, чтобы ее умоляли богатые из народа (Псал.44, 13), торжественно сопровождали девы, вели в храм со светильниками, принимали согбенными руками священники и пророки? Как же это не захотели они уразуметь сего? Как, видя первое, не поверили последнему? Как, видев прежде на Ней новое и необычайное, стали отвергать совершившееся впоследствии?

Но предоставим мудрствующим иначе идти путем погибели и впадать в яму, которую сами вырыли себе. Мы же, особенный народ Божий: священники и начальники, миряне и иноки, рабы и свободные, ремесленники и земледельцы, садовники и рыбари, молодые и старые, мужи и жены – придем, поспешно приступим к Богородице и посмотрим на божественные тайны, предначатые на Ней промыслом Божиим. Как Всесвятая приводится ныне родителями в храм Бога через Его священников; как Одушевленный Храм Господень помещается в храме неодушевленном; как пророк принимает Ее на руки свои и вносит в недоступное святилище без всякого негодования, не говоря родителям Ее: «Не сделаю этого совершенно нового дела и не введу Отроковицу в святое святых, чтобы она осталась и постоянно обитала там, куда мне самому узаконено входить только однажды в год». Пророк ничего не сказал такого; но как предвидящий будущее, ибо он был пророк, без сомнения ожидал Ее; и, дождавшись, поспешно принимает Ее, как после него Симеон принял Ее Сына.

 

Тропарь святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак святителям Епифанию, епископу Кипрскому и Герману, патриарху Константинопольскому, глас 4

Священнонача́льник чу́дную дво́ицу восхва́лим, ве́рнии, по до́лгу,/ с Ге́рманом Боже́ственнаго Епифа́ния:/ си́и бо попали́ша безбо́жных язы́ки,/ догма́ты прему́дрейшия возло́жше всем,// правосла́вно пою́щим при́сно благоче́стия вели́кое та́инство.

 

День памяти святителя Германа, патриарха Константинопольского: 25 мая

 

По материалам сайтов:

https://azbyka.ru/days/sv-german-konstantinopolskij

https://pravoslavie.ru/131293.html

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.