Преподобный Нил Постник, Синайский, отшельник

Житие

Святой преподобный Нил Постник, уроженец Константинополя, жил в IV веке и был учеником святого Иоанна Златоуста. Получив прекрасное образование, Нил еще молодым человеком был назначен на важный пост префекта столицы. К этому времени Нил был женат и имел двух детей. Блеск придворной жизни тяготил супругов. Огромное влияние на их жизнь и их стремления оказывал святой Иоанн Златоуст. Супруги решили расстаться и посвятить себя иноческой жизни. Жена Нила с дочерью удалилась в один из женских монастырей в Египет, а преподобный Нил с сыном Феодулом ушли на Синай, где поселились в выкопанной своими руками пещере. Сорок лет служила эта пещера жилищем преподобному Нилу. Постом, молитвой, трудами стяжал святой высокое духовное совершенство. К нему стали приходить люди всякого звания и сословия – от императора до земледельца, и каждый у святого находил совет и утешение. В своем уединении преподобный Нил много писал. Известны его послания, среди которых – гневные обличения императора Аркадия, изгнавшего святого Иоанна Златоуста. Широко известны аскетические творения преподобного Нила, достойного ученика Златоуста: они совершенны по форме, глубоко православны, исполнены искренним чувством и ясной мыслью.

В пустыне преподобный Нил претерпел много невзгод. Так, сарацины пленили сына его Феодула, которого предназначили в жертву языческим богам. По молитвам святого Господь спас Феодула, и преподобный нашел его у епископа Эмесского, выкупившего молодого человека у варваров. Этот же епископ рукоположил обоих пустынников во пресвитеров. После посвящения они возвратились на Синай, где и подвизались вместе до кончины преподобного Нила.

В Цареградском синаксаре, в месяцесловах, а также у Никифора Каллиста мы находим свидетельство о том, что в правление императора Юстина II (565–578) мощи преп. Нила и других синайских аскетов перенесены в Царьград и положены под жертвенником храма святых апостолов Петра и Павла.

Творения преподобного Нила Синайского: 

Цитаты из «Слова о молитве»

1. Если кто хочет приуготовить благовонный фимиам, то пусть, по закону, сложит по равной части «стакти, ониха… и ливана чистаго» (Исх. 30:34) кассии; это – четверица добродетелей. Если они полны и уравнены, не будет предан ум.

2. Душа, очистившись полнотою добродетелей, приводит ум в невозмущаемое устройство, делая его удобоприемлемым к желаемому состоянию.

3. Молитва есть беседа ума с Богом. Посему: какое состояние нужно уму, чтобы иметь возможность3 неподвижно предстоять пред своим Владыкой и беседовать с Ним без всякого посредника?

4. Если Моисею, покусившемуся приблизиться к горящей на земле купине, воспрещено было сие, пока не снимет «сапоги от ног» (Исх. 3:5), то как же тебе, желая узреть Того, Кто выше всякого понятия и чувства, и беседовать с Ним, не отрешить себя от всякого страстного помышления!

5. Прежде всего молись о приобретении слез, чтобы плачем смягчить тебе ту грубость, какая есть в душе твоей, и, исповедав на себя «беззаконие… Господеви» (Пс. 31:5), получить от Него оставление грехов.

6. Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостию приемлет молитву, принесенную в слезах.

7. Если во время молитвы своей проливаешь потоки слез, то нимало не превозносись сам в себе, будто бы ты выше многих. Молитва твоя привлекла тебе помощь в том, чтобы мог ты усердно исповедывать грехи свои и умилостивлять Владыку слезами.

8. Посему не обращай в страсть того, что служит средством от страстей, чтобы не прогневать еще более Даровавшего благодать. Многие, проливая слезы о грехах и забыв цель слез, обезумели и вышли из себя.

9. Стой неутомимо, молись усильно, избегай всякой мысли о заботах и житейских расчетах; они смущают и тревожат тебя, чтобы ослабить напряжение сил твоих.

10. Когда демоны увидят в тебе расположение истинно помолиться, тогда влагают в тебя мысли о чем-нибудь даже нужном и вскоре потом оживляют памятование об этом, побуждая ум к разысканию; и он, не находя искомого, сильно печалится и унывает. Когда же станет человек на молитву, демоны напоминают ему о том, чего он доискивался и о чем помнил, чтобы ум, утомившись дознанием этого, утратил благоплодную молитву.

 

Тропарь преподобному Нилу Постнику, глас 8

Слез твои?х тече?ньми пусты?ни безпло?дное возде?лал еси?,/ и и?же из глубины? воздыха?ньми во сто трудо?в уплодоноси?л еси?,/ и был еси? свети?льник вселе?нней, сия?я чудесы?, Ни?ле, о?тче наш,// моли? Христа? Бо?га спасти?ся душа?м на?шим.

Кондак преподобному Нилу Постнику, глас 8

Хвра?стная страсте?й я?же от телесе? воста?ния/ сечи?тельно, Ни?ле блаже?нне, во бде?нной твое?й ссекл еси? моли?тве,/ но, я?ко име?я дерзнове?ние ко Го?споду,/ от вся?ких мя бед свободи?, да зову? ти:// ра?дуйся, о?тче всеми?рный.

Память преподобного Нила Постника, Синайского

25 ноября – преставление

Видеоматериалы

По материалам сайтов:

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/995

https://pravoslavie.ru/3207.html

 
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.