Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая

Житие

Бла­жен­ная Ксе­ния ро­ди­лась меж­ду 1719 и 1730 го­да­ми. О ро­ди­те­лях ее, о дет­ских и от­ро­че­ских го­дах ни­че­го не из­вест­но. Зна­ем мы, что от­ца бла­жен­ной зва­ли Гри­го­ри­ем.

По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия Ксе­ния всту­пи­ла в брак с при­двор­ным пев­чим Ан­дре­ем Фе­до­ро­ви­чем Пет­ро­вым, со­сто­яв­шим в зва­нии пол­ков­ни­ка. Но недол­го суж­де­но бы­ло мо­ло­дой че­те на­сла­ждать­ся се­мей­ным сча­стьем: два­дца­ти ше­сти лет от ро­ду Ксе­ния оста­лась вдо­вой. Муж ее скон­чал­ся вне­зап­но.

Это тра­ги­че­ское со­бы­тие из­ме­ни­ло жизнь мо­ло­дой жен­щи­ны. Она бы­ла глу­бо­ко по­тря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти по­ка­я­ние. Ксе­ния ре­ши­ла, что по­дви­гом жиз­ни она вы­мо­лит у Бо­га про­ще­ние пре­гре­ше­ний ра­ба Бо­жи­его Ан­дрея.

В день по­хо­рон му­жа Ксе­ния Гри­горь­ев­на на­де­ла его одеж­ду и всем, об­ра­щав­шим­ся к ней с со­бо­лез­но­ва­ни­я­ми, го­во­ри­ла, что умер не Ан­дрей Фе­до­ро­вич, а умер­ла его су­пру­га Ксе­ния Гри­горь­ев­на. С это­го мо­мен­та она дей­стви­тель­но умер­ла для ми­ра, при­няв на се­бя тя­же­лей­ший по­двиг – по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди.

Род­ные и зна­ко­мые ее по­ла­га­ли, что мо­ло­дая вдо­ва ли­ши­лась рас­суд­ка из-за сва­лив­ше­го­ся на ее пле­чи го­ря. По­до­зре­ния их окон­ча­тель­но утвер­ди­лись, ко­гда Ксе­ния ре­ши­ла раз­дать иму­ще­ство, до­став­ше­е­ся ей в на­след­ство от му­жа. Так, она по­да­ри­ла свой дом, на­хо­див­ший­ся в при­хо­де церк­ви св. ап. Мат­фея на Пе­тер­бург­ской сто­роне, сво­ей зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой. Та не хо­те­ла при­ни­мать этот дар и да­же про­си­ла род­ствен­ни­ков Ксе­нии со сто­ро­ны му­жа убе­речь ее от та­ко­го по­ступ­ка. Род­ствен­ни­ки об­ра­ти­лись к на­чаль­ству по­кой­но­го Пет­ро­ва, вли­я­тель­ные лю­ди бе­се­до­ва­ли со вдо­вой, на­шли ее в со­вер­шен­ном рас­суд­ке и ре­ши­ли, что она вполне мо­жет рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ством.

От­ныне она не име­ла по­сто­ян­но­го ме­ста жи­тель­ства. Днем она бро­ди­ла по го­ро­ду, в ос­нов­ном по Пе­тер­бург­ской сто­роне, воз­ле церк­ви ап. Мат­фея, а но­чью ухо­ди­ла за го­род, в по­ле – и всю ночь мо­ли­лась. Так ее од­на­жды и за­ста­ли го­ро­жане, за­ин­те­ре­со­вав­ши­е­ся ноч­ны­ми ис­чез­но­ве­ни­я­ми бла­жен­ной. Ред­ко оста­ва­лась она но­че­вать в до­мах зна­ко­мых ей бла­го­че­сти­вых жен­щин.

Бла­жен­ная Ксе­ния с необы­чай­ной кро­то­стью сно­си­ла все из­де­ва­тель­ства и оскорб­ле­ния, ко­то­рые ей неред­ко до­во­ди­лось пе­ре­но­сить. Осо­бен­но до­ку­ча­ли ей улич­ные маль­чиш­ки, на злоб­ные вы­ход­ки ко­то­рых она не об­ра­ща­ла вни­ма­ния. Лишь од­на­жды, ко­гда жи­те­ли уже ста­ли по­чи­тать ее за угод­ни­цу Бо­жию, им до­ве­лось уви­деть бла­жен­ную в страш­ном гне­ве. Об­наглев­шие со­рван­цы не удо­воль­ство­ва­лись обыч­ны­ми оскорб­ле­ни­я­ми, а ста­ли бро­сать в Ксе­нию ко­мья­ми зем­ли. По­сле это­го слу­чая го­ро­жане ста­ли обе­ре­гать бла­жен­ную Ксе­нию и по­ло­жи­ли ко­нец пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны маль­чи­шек.

Ко­гда ко­стюм Ан­дрея Фе­до­ро­ви­ча ис­тлел и рас­пал­ся, свя­тая об­ла­чи­лась в лох­мо­тья. Ко­гда ей пред­ла­га­ли в ви­де по­да­я­ния одеж­ду, она от­ка­зы­ва­лась. Бра­ла лишь крас­ную коф­точ­ку и зе­ле­ную юб­ку (или на­обо­рот). Ве­ро­ят­но, в па­мять о цве­тах фор­мен­ной одеж­ды му­жа. Ми­ло­сты­ню де­неж­ную она так­же из­бе­га­ла брать. При­ни­ма­ла толь­ко «ца­ря на коне» – мед­ные ко­пей­ки, ко­то­рые тут же раз­да­ва­ла бед­ня­кам.

В эти го­ды на Смо­лен­ском клад­би­ще стро­и­лась но­вая ка­мен­ная цер­ковь во имя Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ра­бо­чие, тру­див­ши­е­ся на стро­и­тель­стве хра­ма, ста­ли за­ме­чать вдруг стран­ные ве­щи. За вре­мя их от­сут­ствия но­чью кто-то но­сил кир­пи­чи на ле­са стро­я­щей­ся церк­ви. А ко­гда они ре­ши­ли узнать, кто этот доб­ро­воль­ный по­мощ­ник, то уви­де­ли, что это бла­жен­ная Ксе­ния тру­дит­ся по но­чам, пе­ре­тас­ки­вая кир­пи­чи на ле­са.

За ве­ли­кие по­дви­ги Гос­подь удо­сто­ил бла­жен­ную Ксе­нию да­ра про­зор­ли­во­сти. Так, она пред­ска­за­ла вре­мя кон­чи­ны им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны и юно­го им­пе­ра­то­ра Иоан­на Ан­то­но­ви­ча, по­мог­ла од­ной де­ви­це из­бе­жать бра­ка с бег­лым ка­торж­ни­ком, вы­да­вав­шим се­бя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка. Жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны за­ме­ча­ли, что ес­ли бла­жен­ная возь­мет на ру­ки боль­ное ди­тя или бла­го­сло­вит его, оно непре­мен­но вы­здо­ро­ве­ет. Ес­ли возь­мет ка­кую-ни­будь ме­лочь из лав­ки куп­ца – тор­гов­ля бу­дет успеш­ной. Ес­ли она зай­дет в дом, то в до­ме бу­дут ца­рить мир и со­гла­сие.

Од­на­жды она ска­за­ла сво­ей ста­рой зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой, той са­мой, ко­то­рой по­да­ри­ла дом, чтобы та немед­лен­но шла на Смо­лен­ское клад­би­ще: «Вот ты тут си­дишь да чул­ки што­па­ешь, а не зна­ешь, что те­бе Бог сы­на по­слал!».

Па­рас­ке­ва в недо­уме­нии по­шла в сто­ро­ну клад­би­ща и вдруг уви­де­ла тол­пу на­ро­да. Ока­за­лось, что эки­паж за­да­вил на­смерть бе­ре­мен­ную жен­щи­ну, ко­то­рая успе­ла пе­ред кон­чи­ной раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни маль­чи­ком. Па­рас­ке­ва взя­ла его се­бе, и так как не мог­ла ни­где отыс­кать от­ца мла­ден­ца, усы­но­ви­ла его. Вос­пи­тан­ный ею при­ем­ный сын по­чи­тал ее как мать и в ста­ро­сти бе­рег по­кой Па­рас­ке­вы, ко­то­рая бла­го­да­ри­ла бла­жен­ную за ве­ли­кую ра­дость.

Бла­жен­ная Ксе­ния нес­ла по­двиг доб­ро­воль­но­го безу­мия 45 лет и скон­ча­лась око­ло 1803 го­да. На мо­ги­ле ее (на Смо­лен­ском клад­би­ще) бы­ла со вре­ме­нем воз­двиг­ну­та ка­мен­ная ча­сов­ня, ко­то­рая и по сей день слу­жит од­ной из свя­тынь Пе­тер­бур­га, при­вле­ка­ю­щей мно­го­чис­лен­ных бо­го­моль­цев.

По­сле мно­го­лет­не­го на­род­но­го по­чи­та­ния бла­жен­ная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых в 1988 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Тропарь,

глас 7

Нищету? Христо?ву возлюби?вши,/ безсме?ртныя трапе?зы ны?не наслажда?ешися,/ безу?мием мни?мым безу?мие ми?ра обличи?вши,/ смире?нием кре?стным си?лу Бо?жию восприя?ла еси?./ Сего? ра?ди дар чудоде?йственныя по?мощи стяжа?вшая,/ Ксе?ние блаже?нная, моли? Христа? Бо?га// изба?витися нам от вся?каго зла покая?нием.

Ин тропарь,

глас 8

Тебе?, о, стра?ннице, яви? на?м Христо?с Госпо?дь моли?твенницу те?плую за ро?д на?ш, в житии? бо твое?м страда?ния и ско?рби восприя?вши, Бо?гу же и челове?ком любо?вию послужи?вши, дерзнове?ние ве?лие стяжа?ла еси?. Те?мже к тебе? в напа?стех и ско?рбех усе?рдно прибега?ем, из глубины? серде?ц на?ших взыва?юще: упова?ния на?шего не посрами?, Ксе?ние блаже?нная.

Ин тропарь,

глас 4

Суеты? земна?го ми?ра отве?ргшися, кре?ст жития? бездо?мнаго во стра?нничестве прия?ла еси?, скорбе?й, лише?ний, людска?го осмея?ния не убоя?лася еси?, любо?вь же Христо?ву позна?ла еси?, е?юже ны?не на Небеси? услажда?ешися, Ксе?ние блаже?нная Богому?драя, моли?ся о спасе?нии ду?ш на?ших.

Кондак,

глас 3

Днесь све?тло лику?ет град свята?го Петра?,/ я?ко мно?жество скорбя?щих обрета?ют утеше?ние,/ на твоя? моли?твы наде?ющеся,/ Ксе?ние всеблаже?нная,// ты бо еси? гра?ду сему? похвало? и утвержде?ние.

Ин кондак,

глас 3

На земли? я?ко стра?нна пребы?вши,/ о Небе?снем же оте?чествии воздыха?ющи,/ юро?да от бу?йих и неве?рных,/ прему?дра же и свя?та от ве?рных познава?ешися,/ и от Бо?га сла?вою и че?стию венча?ешися,/ Ксе?ние мужеу?мная и богоу?мная,/ сего? ра?ди зове?м ти:// ра?дуйся, я?ко по стра?нствии земне?м в дому? О?тчем водворя?ешися.

Молитва блаженной Ксении Петербургской

О свята?я блаже?нная ма?ти Ксе?ние! Под кро?вом Всевы?шняго жи?вшая, ведо?мая и укрепля?емая Богома?терию, глад и жа?жду, хлад и зной, поноше?ния и гоне?ния претерпе?вшая, дар прозо?рливости и чудотворе?ния от Бо?га получи?вшая и под се?нью Всемогу?щего упоко?ившаяся, днесь же, от сла?внаго тысящеле?тия Креще?ния Руси?, Це?рковь Ру?сская, прославля?ет тя, я?ко благоуха?нный цвет. Предстоя?ще на ме?сте твоего? погребе?ния, пред о?бразом твои?м святы?м, я?ко живе?й ти, су?щей с на?ми, мо?лимся ти: приими? проше?ния на?ша и принеси? я? ко Престо?лу милосе?рднаго Отца? Небе?снаго, я?ко дерзнове?ние к Нему? иму?щая; испроси? притека?ющим к тебе? ве?чное спасе?ние, на блага?я дела? и начина?ния на?ша ще?дрое благослове?ние, от вся?ких бед и скорбе?й избавле?ние. Предста?ни святы?ми твои?ми моли?твами пред Всеми?лостивым Спаси?телем на?шим о нас, недосто?йных и гре?шных. Помози?, свята?я блаже?нная ма?ти Ксе?ние, младе?нцы све?том свята?го Креще?ния озари?ти и печа?тию да?ра Ду?ха Свята?го запечатле?ти, ю?ныя в ве?ре, че?стности, богобоя?зненности и целому?дрии воспита?ти и успе?хи в уче?нии им стяжа?ти. Боля?щия и неду?гующия исцели?, супру?гом любо?вь и согла?сие ниспосли?, мона?шествующих по?двигом до?брым подвиза?тися помози? и от поноше?ния огради?, па?стыри в кре?пости ду?ха утверди?, Це?рковь и страну? на?шу сохрани?, и всех боголюби?вых чад в предсме?ртный час причаще?ния Святы?х Христо?вых Та?ин сподо?би, ты бо еси? на?ше ско?рое услы?шание и избавле?ние, тебе? благодаре?ние воссыла?ем и с тобо?ю сла?вим Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва вторая блаженной Ксении Петербургской

О, пресла?вная свята?я блаже?нная ма?ти на?ша Ксе?ние, те?плая о нас пред Бо?гом моли?твеннице! Я?коже пре?жде к надгро?бию твоему? припа?давшии, си?це ны?не и мы по прославле?нии твое?м к моще?м твои?м прибега?юще, про?сим: помоли?ся Го?споду, да освяти?т на?ши ду?ши и телеса?, да просвети?т ум, очи?стит со?весть от вся?кия скве?рны, нечи?стых помысло?в, лука?вых и ху?льных умышле?ний и от вся?каго превозноше?ния, го?рдости же и киче?ния, высокоу?мия же и де?рзости, от вся?каго фарисе?йскаго лицеме?рия, и от вся?каго сту?днаго и лука?ваго обы?чия на?шего; да да?рует нам и?скреннее покая?ние, сокруше?ние серде?ц на?ших, смиренному?дрие, кро?тость же и ти?хость, благогове?ние, ра?зум же духо?вный со вся?ким благоразу?мием и благодаре?нием. Утаи?вшая себе? от му?дрых ве?ка сего?, но Бо?гу зна?емая, испроси? же стране? на?шей Росси?йстей от бед лю?тых избавле?ние, всего? на?шего жития? обновле?ние и исправле?ние, соблюди? нас во вся?ком благочести?вом правосла?вном испове?дании ве?ры христиа?нския, я?ко да ублажа?юще тя сподо?бимся во вся дни воспева?ти, благодари?ти и сла?вити Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, Тро?ицу Единосу?щную, Животворя?щую и Неразде?льную во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва третья блаженной Ксении Петербургской

О, свята?я уго?дница Бо?жия блаже?нная Ксе?ния! При?зри ми?лостиво твои?м о?ком на нас, раб Бо?жиих (имена), честно?й твое?й ико?не уми?льно моля?щиеся и прося?щие у тебе? по?мощи и заступле?ния. Простри? ко Го?споду Бо?гу на?шему те?плыя твоя? моли?твы и испроси? душа?м на?шим оставле?ние прегреше?ний. Се бо мы се?рдцем сокруше?нным, и ду?хом смире?нным тебе? хода?таицу ми?лостивую ко Влады?це и моли?твенницу за ны, гре?шныя, призыва?ем, я?ко ты прия?ла еси? от Него? благода?ть моли?тися за ны и от бед избавля?ти. Тебе? у?бо про?сим, не пре?зри нас недосто?йных, моля?щихся тебе? и твое?й по?мощи тре?бующих, и исходата?йствуй всем вся ко спасе?нию поле?зная, я?ко да твои?ми ко Го?споду Бо?гу моли?твами получи?вши благода?ть и ми?лость просла?вим всех благи?х Исто?чника и Даропода?теля и Бо?га Еди?наго, в Тро?ице Святе?й сла?вимаго, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Дни памяти: 6 февраля, 6 июня, 7 июля  (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых.

 

По материалам:

https://azbyka.ru/days/sv-ksenija-peterburgskaja

 

 
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.