Преподобный Иоанн Рыльский

Житие

Пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский – ве­ли­кий ду­хо­нос­ный по­движ­ник Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и небес­ный по­кро­ви­тель бол­гар­ско­го на­ро­да, ро­дил­ся ок. 876 – 880 гг. в се­ле Скри­но Сре­дец­кой об­ла­сти (древ­ний Сре­дец – ныне Со­фия). Ра­но остав­шись си­ро­той, маль­чик ушел пас­ту­хом в чу­жие лю­ди. Од­на­жды бо­гач из­бил его за то, что по­те­ря­лись ко­ро­ва с те­лен­ком. Маль­чик дол­го пла­кал и мо­лил­ся, чтобы Бог по­мог ему. Ко­гда он на­шел ко­ро­ву с те­лен­ком, то в ре­ке Стру­ме силь­но под­ня­лась во­да. Юный пас­тух по­мо­лил­ся, по­ло­жил на во­ду свою верх­нюю одеж­ду, на­чер­тал на ней крест, взял на ру­ки те­лен­ка и про­шел с ним, как по­су­ху, на дру­гой бе­рег ре­ки, где уже на­хо­ди­лась ко­ро­ва. Бо­гач, спря­тав­ший­ся в ле­су, ужас­нул­ся, ви­дя это чу­до, и, щед­ро на­гра­див маль­чи­ка, от­пу­стил его из сво­е­го до­ма. Раз­дав иму­ще­ство, маль­чик ушел из род­но­го се­ла. Где и ко­гда свя­той при­нял ино­че­ский по­стриг, оста­лось неиз­вест­ным. Пер­во­на­чаль­но он под­ви­зал­ся на вы­со­кой и го­лой го­ре, пи­та­ясь лишь ди­ки­ми рас­те­ни­я­ми. Хи­жи­на его бы­ла из хво­ро­ста. Спу­стя недол­гое вре­мя раз­бой­ни­ки на­па­ли на него но­чью и, из­бив, про­гна­ли от­ту­да. То­гда он на­шел глу­бо­кую пе­ще­ру и по­се­лил­ся в ней. Там же вско­ре по­се­лил­ся и его пле­мян­ник свя­той Лу­ка. Ме­сто бы­ло столь без­люд­ное, что пре­по­доб­ный Иоанн счел сна­ча­ла по­яв­ле­ние Лу­ки за бе­сов­скую кознь, но, узнав, что юно­ша ищет ду­шев­но­го спа­се­ния, с лю­бо­вью при­нял его. Недол­го, од­на­ко, им при­шлось жить вме­сте: брат пре­по­доб­но­го Иоан­на на­шел по­движ­ни­ков и си­лой за­брал сы­на. По до­ро­ге до­мой юно­ша умер от уку­са змеи. Рас­ка­яв­шись, брат про­сил про­ще­ния у пре­по­доб­но­го. Пу­стын­ник ча­сто хо­дил по­том на мо­ги­лу пра­вед­но­го юно­ши; там бы­ло его лю­би­мое ме­сто от­ды­ха. Две­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный в ди­кой пе­ще­ре, а за­тем пе­ре­шел в Рыль­скую пу­сты­ню и по­се­лил­ся в дуп­ле де­ре­ва. Он мно­го по­стил­ся, мо­лил­ся и по­сто­ян­но пла­кал; пи­тал­ся толь­ко тра­вой. Ви­дя та­кое тер­пе­ние, Бог про­из­рас­тил пре­по­доб­но­му бо­бы, ко­то­ры­ми он пи­тал­ся дол­гое вре­мя. Эти-то бо­бы и сде­ла­ли его по­дви­ги из­вест­ны­ми лю­дям. Од­на­жды ста­до овец от вне­зап­но­го стра­ха бе­жа­ло по гор­ным стрем­ни­нам, по­ка не оста­но­ви­лось у ме­ста, где жил пре­по­доб­ный. Пас­ту­хи, сле­до­вав­шие за ста­дом, с изум­ле­ни­ем уви­де­ли от­шель­ни­ка, ко­то­рый лас­ко­во уго­щал их: «Вы при­шли сю­да го­лод­ные – рви­те се­бе бо­бы мои и ешь­те». Все ели и на­сы­ти­лись. Один же на­пря­тал се­бе мно­го бо­бов и в за­пас. По до­ро­ге до­мой он пред­ло­жил их то­ва­ри­щам, но в укра­ден­ных струч­ках не ока­за­лось ни зер­ныш­ка. Пас­ту­хи во­ро­ти­лись с рас­ка­я­ни­ем, и ста­рец про­стил, ска­зав с улыб­кой: «Ви­ди­те, де­ти, эти пло­ды на­зна­че­ны Бо­гом для про­пи­та­ния пу­стын­но­го». С тех пор ста­ли при­во­дить к пре­по­доб­но­му боль­ных и одер­жи­мых нечи­стым ду­хом, ко­то­рых он ис­це­лял мо­лит­вой. Из­бе­гая из­вест­но­сти, по­движ­ник ушел из лю­би­мо­го дуп­ла и по­се­лил­ся на вы­со­кой и труд­но­до­ступ­ной ска­ле, где 7 лет про­вел под от­кры­тым небом. Слух о ве­ли­ком пу­стын­ни­ке до­шел до бол­гар­ско­го ца­ря Пет­ра (927–969), ко­то­рый же­лал ви­деть­ся с ним; но пре­по­доб­ный Иоанн, на­пи­сав пись­мо, от­кло­нил сви­да­ние по сми­ре­нию. Поз­же пу­стын­ник при­нял под свое окорм­ле­ние ино­ков, ко­то­рые устро­и­ли мо­на­стырь с хра­мом в пе­ще­ре, где преж­де жил пре­по­доб­ный Иоанн. Он муд­ро пас свое ста­до и скон­чал­ся 18 ав­гу­ста 946 го­да на 70-м го­ду жиз­ни. За 5 лет до кон­чи­ны он на­пи­сал сво­ей ру­кой «За­вет к уче­ни­кам», од­но из луч­ших тво­ре­ний ста­ро­бо­лгар­ской пись­мен­но­сти. Свя­тая жизнь по­движ­ни­ка и зна­ме­ния ми­ло­сти Бо­жи­ей по его мо­лит­вам бы­ли са­мой луч­шей про­по­ве­дью хри­сти­ан­ской ве­ры в но­во­кре­ще­ной Бол­гар­ской зем­ле. В тре­вож­ное вре­мя борь­бы Бол­га­рии с Ви­зан­ти­ей, при за­пад­но­бо­лгар­ском ца­ре Са­му­и­ле (976–1014), пре­по­доб­ный Иоанн Рыль­ский явил­ся уче­ни­кам, по­веле­вая пе­ре­не­сти его мо­щи в Сре­дец (Со­фию), ку­да скрыл­ся пат­ри­арх Бол­гар­ский Да­ми­ан (927–972). Пред­по­ла­га­ют, что пе­ре­не­се­ние мо­щей бы­ло в 980 г. Немно­го позд­нее пра­вая ру­ка пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ла пе­ре­не­се­на на Русь (пред­по­ло­жи­тель­но в го­род Рыльск, в ко­то­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го с при­де­лом, по­свя­щен­ным му­че­ни­кам Фло­ру и Лав­ру, в день па­мя­ти ко­то­рых – 18 ав­гу­ста – он скон­чал­ся). Имя пре­по­доб­но­го Иоан­на с глу­бо­кой древ­но­сти бы­ло из­вест­но и лю­би­мо рус­ски­ми людь­ми. Имен­но в рус­ских ис­точ­ни­ках (Ми­нея на ав­густ ХII в., Ма­зу­рин­ский ле­то­пи­сец) со­хра­ни­лась да­та кон­чи­ны пре­по­доб­но­го. В 1183 го­ду вен­гер­ский ко­роль Бел­ла II (1174–1196) во вре­мя по­хо­да на гре­ков взял вме­сте с дру­ги­ми дра­го­цен­но­стя­ми Сред­ца ков­чег с мо­ща­ми пре­по­доб­но­го Иоан­на и пе­ре­нес в г. Остер­гом. В 1187 го­ду, укра­сив ков­чег, он ото­слал свя­тые мо­щи на­зад с ве­ли­кой че­стью. 19 ок­тяб­ря 1238 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в но­вую сто­ли­цу – Тыр­но­во и по­ло­же­ны в хра­ме во имя свя­то­го. 1 июля 1469 г. свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го бы­ли воз­вра­ще­ны в Рыль­ский мо­на­стырь, где они по­чи­ва­ют до ны­неш­не­го дня, по­да­вая бла­го­дат­ную по­мощь всем ве­ру­ю­щим.

Пе­ре­не­се­ние мо­щей пре­по­доб­но­го Иоан­на Рыль­ско­го из го­ро­да Сред­ца (Со­фии) в то­гдаш­нюю сто­ли­цу Бол­гар­ско­го го­су­дар­ства – го­род Тыр­нов со­сто­я­лось в 1238 го­ду.

Тропарь,

глас 4

Твои?х моще?й возвраще?нием/ оби?тель твоя? обогати?ся,/ це?рковь же твоя, прие?мши я?, просвети?ся/ и, крася?щися, ве?рных созыва?ет с весе?лием/ светоно?сный твой све?тло пра?здновати день,/ гряди?те, глаго?лющи,// и приими?те благода?тей дарова?ния.

Ин тропарь,

глас 4

Те?ло смири?в поще?нием,/ ду?шу же возвы?сив пе?нием,/ сосу?д яви?ся избра?н Свято?му Ду?ху,/ Иоа?нне, о?тче наш,/ в чистоте? се?рдца твоего?, преподо?бне, пожи?в./ Тем, дерзнове?ние име?я ко Го?споду,// моли? спасти?ся душа?м на?шим.

Ин тропарь,

глас 1

Покая?ния основа?ние, прописа?ние умиле?ния,/ о?браз утеше?ния, духо?внаго соверше?ния,/ равноа?нгельное житие? твое? бысть, преподо?бне./ В моли?твах у?бо и поще?ниих, и в слеза?х пребыва?вый,/ о?тче Иоа?нне,// моли? Христа? Бо?га о душа?х на?ших.

Кондак,

глас 2

Тве?рдым умо?м и непреста?нными моли?твами/ бори?теля врага? си?лу всегуби?тельную до конца? побори?в,/ досто?йно от Христа? просла?вился еси?,/ Иоа?нне всеблаже?нне./ Тем твои?х днесь моще?й возвраще?ния/ све?тлый соверша?юще пра?здник в весе?лии,/ согла?сно вопие?м ти:/ ста?ду и лю?дем твои?м ты еси? с Бо?гом, о?тче преподо?бне,// похвала? и утвержде?ние.

Ин кондак,

глас 2

Моля?щим тя тепле?йший засту?пниче/ и прося?щим скоре?йший послу?шателю,/ преподо?бне о?тче Иоа?нне,/ приими? моле?ние на?ше/ и Христа? умоли? поми?ловати нас,// Еди?наго Преблага?го и Многоми?лостиваго.

Ин кондак,

глас 6

Благода?тию Бо?жиею нас обогати?л еси?/ и де?лы благи?ми извести?л еси?,/ зва?нием яви?ся, Иоа?нне, уго?дник Христа? Бо?га./ В моли?твах и посте?х дарова?ний Бо?жия Ду?ха испо?лнися/ и бысть неду?гом прогони?тель// и засту?пник душа?м на?шим.

Ин кондак,

глас 2

В моли?твах бо?дренно не усыпа?я/ и в пе?ниих непреста?нных А?нгелом подо?бяся,/ в гроб вшел еси?, тле?нную жизнь оста?вив,/ и к Небеси? преше?л еси?/ на нетле?ние, Иоа?нне о?тче,/ от сме?рти бо к животу? ве?чному// тя пресели? Христо?с Бог, я?ко Своего? уго?дника.

Ин кондак,

глас 8

А?нгельскому житию? поревнова?в, преподо?бне,/ вся земна?я оста?вив, ко Христу? прите?кл еси?,/ и того? за?поведьми огражда?яся, яви?лся еси? столп непоколеби?мь от вра?жиих нападе?ний. Тем зове?м ти:// ра?дуйся, о?тче Иоа?нне, свети?ло пресве?тлое.

Молитва преподобному Иоанну Рыльскому

Земна?я звездо? чуде?сная, я?же от преде?л Сре?дца гра?да возсия?вшая, и све?щниче живы?й, и?же всю зе?млю Бо?лгарскую све?том пра?вды Бо?жия осиява?яй, преди?вный в по?стницех уго?дниче Бо?жий, о?тче Иоа?нне, преподо?бных у?бо ра?дование, Це?ркве Бо?лгарския украше?ние, ве?ры Правосла?вныя кре?пкое утвержде?ние, ско?рый помо?щниче к тебе? с ве?рою и любо?вию притека?ющим и вели?кий пред Го?сподем о всех нас предста?телю! Приими?, преблаже?нне, моле?ния на?ша и умоли? Христа? Бо?га на?шего, я?ко да вси, тобо?ю неви?димо охраня?еми и сою?зом бра?тския любве? связу?еми, лю?дие слове?нстии в ми?ре пребыва?ют и благоче?стии, и да изба?вит их Госпо?дь от враг ви?димых и неви?димых, от наше?ствия иноплеме?нник, от неду?га и гла?да, от вся?кия ско?рби и вся?каго зла. Предстоя?щим же зде и моля?щимся пред честно?ю ра?кою моще?й твои?х испроси?, преподо?бне, у Го?спода на?шего Иису?са Христа? вся, я?же ко спасе?нию проше?ния, да вси с тобо?ю непреста?нно прославля?ем всесвято?е и?мя Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, ны?не, и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва вторая преподобному Иоанну Рыльскому

О, преподо?бне о?тче Иоа?нне, уго?дниче Госпо?день преизря?дный, те?плый наш засту?пниче и везде? в ско?рбех ско?рый помо?щниче! Помози? мне, гре?шному и уны?лому, в настоя?щем сем житии? и умоли? Го?спода Бо?га дарова?ти ми оставле?ние всех мои?х грехо?в, ели?ко согреши?х от ю?ности моея? во всем житии? мое?м де?лом, сло?вом, помышле?нием и все?ми мои?ми чу?вствы. И во исхо?де души? моея? помози? ми, окая?нному, и умоли? Го?спода Бо?га, всея? тва?ри Соде?теля, изба?вити мя возду?шных мыта?рств и ве?чнаго муче?ния, да всегда? прославля?ю Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха и твое? ми?лостивное предста?тельство, и ны?не, и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Дни памяти: 31 августа, 1 ноября – перенесение мощей.

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.