Преподобный Ио́сиф Песнописец, пресвитер

Житие

Пре­по­доб­ный Иосиф Пес­но­пи­сец ро­дил­ся в Си­ци­лии в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Пло­тин и Ага­фия, спа­са­ясь от вар­вар­ско­го на­ше­ствия, пе­ре­се­ли­лись в Пе­ло­пон­нес. В воз­расте 15 лет свя­той Иосиф ушел в Фес­са­ло­ни­ки и по­сту­пил в мо­на­стырь. Он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, тру­до­лю­би­ем, кро­то­стью и поль­зо­вал­ся лю­бо­вью всей бра­тии оби­те­ли. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра.

Пре­по­доб­ный Гри­го­рий Де­ка­по­лит (па­мять 20 но­яб­ря) по­се­тил мо­на­стырь и за­ме­тил мо­ло­до­го ино­ка. Он взял его с со­бой в Кон­стан­ти­но­поль и по­се­лил­ся с ним вме­сте при церк­ви свя­тых му­че­ни­ков Сер­гия и Вак­ха. Это бы­ло в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Льва Ар­мя­ни­на (813–820) – вре­мя же­сто­ких ико­но­бор­че­ских го­не­ний. Пре­по­доб­ные Гри­го­рий и Иосиф без­бо­яз­нен­но от­ста­и­ва­ли по­чи­та­ние свя­тых икон. Они про­по­ве­до­ва­ли на пло­ща­дях го­ро­да, по­се­ща­ли до­ма пра­во­слав­ных, утвер­ждая их про­тив ере­ти­ков. По­ло­же­ние Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви бы­ло крайне тя­же­лое: не толь­ко им­пе­ра­тор, но и пат­ри­арх бы­ли ико­но­бор­ца­ми.

В то вре­мя рим­ские епи­ско­пы бы­ли в един­стве со Все­лен­ской Цер­ко­вью, и па­па Лев III, непод­власт­ный ви­зан­тий­ско­му им­пе­ра­то­ру, мог бы ока­зать боль­шую по­мощь пра­во­слав­ным. Пра­во­слав­ные ино­ки из­бра­ли по­слан­ни­ком к па­пе пре­по­доб­но­го Иоси­фа как наи­бо­лее стой­ко­го и крас­но­ре­чи­во­го. Пре­по­доб­ный Гри­го­рий бла­го­сло­вил его ехать в Рим и из­ве­стить о по­ло­же­нии Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви и опас­но­сти, гро­зя­щей Пра­во­сла­вию.

Во вре­мя пу­те­ше­ствия пре­по­доб­ный Иосиф был схва­чен раз­бой­ни­ка­ми-ара­ба­ми, под­куп­лен­ны­ми ико­но­бор­ца­ми, и от­прав­лен на ост­ров Крит. Там они пе­ре­да­ли его ико­но­бор­цам. Пре­по­доб­ный Иосиф был за­клю­чен в тем­ни­цу. Му­же­ствен­но пе­ре­но­ся все ли­ше­ния, он под­дер­жи­вал и дру­гих уз­ни­ков. По мо­лит­вам пре­по­доб­но­го один пра­во­слав­ный епи­скоп, на­чав­ший бы­ло ко­ле­бать­ся, на­столь­ко укре­пил­ся ду­хом, что му­же­ствен­но при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Шесть лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф в тем­ни­це. В Рож­де­ствен­скую ночь 820 го­да он удо­сто­ил­ся ви­де­ния свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Мир­ли­кий­ско­го, ко­то­рый из­ве­стил его о смер­ти го­ни­те­ля-ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на и о пре­кра­ще­нии го­не­ний на свя­тые ико­ны. Свя­ти­тель дал пре­по­доб­но­му сви­ток и ска­зал: «При­ми этот сви­ток и съешь его». В свит­ке бы­ло на­пи­са­но: «Уско­ри, Щед­рый, и пот­щи­ся яко Ми­ло­стив на по­мощь на­шу, яко мо­же­ши, хо­тяй». Пре­по­доб­ный про­чи­тал сви­ток, съел его и ска­зал: «Коль слад­ка гор­та­ни мо­е­му сло­ве­са сия» (Пс.118:103). Свя­ти­тель Ни­ко­лай ве­лел ему про­петь эти сло­ва. По­сле это­го око­вы са­ми спа­ли с пре­по­доб­но­го, две­ри тем­ни­цы от­во­ри­лись, и он сво­бод­но вы­шел из нее и был вос­хи­щен на воз­дух и по­став­лен близ Кон­стан­ти­но­по­ля на боль­шой до­ро­ге, ве­ду­щей в го­род. В Кон­стан­ти­но­по­ле пре­по­доб­ный Иосиф уже не за­стал в жи­вых пре­по­доб­но­го Гри­го­рия Де­ка­по­ли­та, а встре­тил­ся лишь с его уче­ни­ком бла­жен­ным Иоан­ном (па­мять 18 ап­ре­ля), то­же вско­ре скон­чав­шим­ся. Пре­по­доб­ный Иосиф по­стро­ил цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая и пе­ре­нес ту­да мо­щи пре­по­доб­ных Гри­го­рия и Иоан­на. При церк­ви был ос­но­ван мо­на­стырь.

Пре­по­доб­ный Иосиф по­лу­чил так­же от од­но­го доб­ро­де­тель­но­го му­жа часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. Он по­стро­ил цер­ковь во имя свя­то­го апо­сто­ла и хо­тел тор­же­ствен­но по­чтить его па­мять, но со­кру­шал­ся, что не бы­ло хва­леб­ных пес­но­пе­ний, про­слав­ляв­ших па­мять свя­то­го апо­сто­ла, сам же он не дер­зал их со­ста­вить. Со­рок дней со сле­за­ми мо­лил­ся пре­по­доб­ный Иосиф, го­то­вясь к празд­ни­ку па­мя­ти апо­сто­ла. В на­ве­че­рие празд­ни­ка в ал­та­ре ему явил­ся апо­стол Вар­фо­ло­мей, воз­ло­жил ему на грудь свя­тое Еван­ге­лие и бла­го­сло­вил пи­сать цер­ков­ные пес­но­пе­ния со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя дес­ни­ца Все­силь­но­го Бо­га, и да изо­льют­ся на язык твой во­ды Небес­ной Пре­муд­ро­сти, серд­це твое да бу­дет хра­мом Ду­ха Свя­та­го и пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную». По­сле это­го чу­дес­но­го яв­ле­ния пре­по­доб­ный Иосиф на­пи­сал ка­нон апо­сто­лу Вар­фо­ло­мею и с тех пор стал сла­гать цер­ков­ные пес­но­пе­ния в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­тых угод­ни­ков и в их сон­ме – в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, осво­бо­див­ше­го его из тем­ни­цы.

Во вре­мя воз­об­нов­ле­ния ико­но­бор­че­ской ере­си при им­пе­ра­то­ре Фе­о­фи­ле (829–842) пре­по­доб­ный Иосиф вто­рич­но по­стра­дал от ере­ти­ков. 11 лет он был в из­гна­нии в Хер­соне. В 842 го­ду при свя­той ца­ри­це Фе­о­до­ре (па­мять 11 фев­ра­ля), вос­ста­но­вив­шей пра­во­слав­ное по­чи­та­ние свя­тых икон, пре­по­доб­ный Иосиф был по­став­лен со­су­до­хра­ни­те­лем в Со­фий­ском со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле. Но за сме­лое об­ли­че­ние бра­та ца­ри­цы Вар­ды в неза­кон­ном со­жи­тель­стве он сно­ва был от­прав­лен в из­гна­ние и воз­вра­щен лишь по­сле смер­ти Вар­ды, в 867 го­ду.

Пат­ри­арх Фо­тий (857–867, 877–886) вос­ста­но­вил его в преж­ней долж­но­сти и на­зна­чил ду­хов­ни­ком все­го кон­стан­ти­но­поль­ско­го кли­ра.

До­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, пре­по­доб­ный Иосиф за­бо­лел. Пе­ред са­мой Пас­хой, в Ве­ли­кую пят­ни­цу, Гос­подь из­ве­стил его в сно­ви­де­нии о при­бли­же­нии кон­чи­ны. Пре­по­доб­ный сде­лал опись цер­ков­но­го иму­ще­ства Со­фий­ско­го со­бо­ра, ко­то­рое по долж­но­сти бы­ло на его по­пе­че­нии, и ото­слал ее пат­ри­ар­ху Фо­тию. Несколь­ко дней он го­ря­чо мо­лил­ся, го­то­вясь к смер­ти. В сво­их мо­лит­вах пре­по­доб­ный про­сил Церк­ви ми­ра, а сво­ей ду­ше – ми­ло­сер­дия Бо­жия. При­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Иосиф бла­го­сло­вил всех, быв­ших при нем, и с ра­до­стью пре­ста­вил­ся к Бо­гу († 883). Ли­ки Ан­ге­лов и свя­тых, ко­то­рых пре­по­доб­ный Иосиф про­сла­вил сво­и­ми пес­но­пе­ни­я­ми, с тор­же­ством про­во­ди­ли ду­шу его в Гор­ний мир.

О ду­хе и си­ле пес­но­пе­ний пре­по­доб­но­го его жиз­не­опи­са­тель, диа­кон Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви Иоанн, так пи­сал око­ло 890 го­да: «Ко­гда он стал пи­сать сти­хи, то и слух по­ра­жал чуд­ной при­ят­но­стью зву­ка, и по­ра­жал серд­це си­лой мыс­лей... Чуд­ное от­дох­но­ве­ние на­хо­дят здесь те, ко­то­рые стре­мят­ся к жиз­ни со­вер­шен­ной... Пи­са­те­ли, оста­вив дру­гие сти­хо­тво­ре­ния, из од­ной этой со­кро­вищ­ни­цы – из пи­са­ний свя­то­го Иоси­фа – ста­ли чер­пать со­кро­ви­ща для сво­их пес­ней, или луч­ше ска­зать, еже­днев­но их чер­па­ют. На­ко­нец, все на­ро­ды пе­ре­во­дят их на свой язык, чтобы про­све­щать пес­ня­ми тьму но­чи и, про­го­няя сон, про­дол­жать бде­ния до вос­хо­да сол­неч­ных лу­чей... Ес­ли кто про­чтет жизнь свя­то­го, празд­ну­е­мо­го в ка­кой-ли­бо день Цер­ко­вью, тот сам уви­дит до­сто­ин­ство пес­ней свя­то­го Иоси­фа и узна­ет жизнь про­слав­ля­е­мо­го. Под­лин­но, то­гда как жизнь и де­ла по­чти каж­до­го свя­то­го укра­ше­ны хва­ла­ми, не до­сто­ин ли бес­смерт­ной сла­вы тот, кто так до­стой­но и пре­крас­но умел про­сла­вить их! Пусть сла­вят иные свя­тые кро­тость его, дру­гие – муд­рость, тре­тьи – де­ла его, и все вме­сте да сла­вят бла­го­дать Свя­та­го Ду­ха, ко­то­рая так щед­ро и без­мер­но обо­га­ти­ла его сво­и­ми да­ра­ми».

Цитата из статьи монахини Игнатии (Петровской) «Литургическое наследие Преподобного Иосифа Песнописца»

Каноны преподобного Иосифа отличает продуманность образов, положенных им в основу каждого своего произведения, исключительное изящество выражения, часто особая фор­ма изложения той идеи, которую он хочет подчеркнуть в ка­ноне. Работая над формой, святой Песнописец часто обращался к тем сти­листическим приемам, которые были разработаны еще древнегреческой риторикой.

Для каждого из святых преподобный Иосиф находит особое именование, отличное от других, почему воистину, по слову преосвященного Филарета, каждый канон преподобного песнопевца может доставлять душе обильную пищу каждый день 26. Для этого он широко пользуется приемом олицетворения, иногда привлекая для создания образа значение имени прославляемого святого.

Так, святого мученика Неофита (21 января), умершего в возрасте 16 лет, преподобный Песнописец, соотносясь со значе­ни­ем его имени ‘новонасажденный’, вос­певает в первой песни канона: “Хрис­тов тя, всеблаженне, новый сад, в вертограде процветший мученистем и священные плоды благочестия израстивша по­знав­ше поем, Неофите”. Здесь все изображено применительно к имени и образу юно­го мученика: он — и Христов сад(как насажденный, процветший в вертограде мучеников), он, святой Неофит, также и принес, израстил плоды благочестия. Воспевая апостола Филимона (22 ноября), преподобный Иосиф именует его небом: “Небо явися еси всем, вещая славу спасительную”. А святых апостолов Ераста, Олим­па и прочих (10 ноября) — зеркалами Бога: “Зерцала Божии световидная вме­стительна Того подаяний, явистеся, блаженнии”. Святые мученики (20 000), умирающие в пламени (28 декабря), именуются Преподобным цветами: “Явис­те­ся яко шипцы, страдальцы краснейшии, посреде ходяше огня”. Преподобный Евмений (18 сентября) уподобляется святым Песнописцем пчеле: “При­текл еси тщательно, яко пчела, цвет­ни­ки словесныя сладкий мед собирая и в сердечныя соты влагая”. Святитель Григорий Акрагантийский (23 ноября) именуется преподобным Иосифом доброй землей: “Земля яко добра, процвел еси сторичествующий отче, клас и серпом твоих учений пожал еси еретическое злочестивое мнение”. Иоанна же Милостивого, патриарха Александрийского (12 ноября) святой песнопевец образно именует “богатством нищих, и утварью, и одеянием нагих”. В каждом образе неповторим творец канонов, каждому святому усвояет он его присный, присущий только ему дар, каждого одаряет глубоко усвоенным именем и подобием.

Особою нежностью полон Преподобный, когда воспевает детей-страдальцев и их матерей-мучениц, используя образы птицыи птенцов. “Презрела еси многоплетенная муки, — пишет он в каноне святым мученику Кирику и Иулитте (15 июля), — и горлица прекрасная явилася еси, со птенцем возлетевши”. А святую мученицу Вассу, пострадавшую с чадами своими (21 августа), преподобный Иосиф ублажает многими именованиями: “Яко воистину цела голубица, — пишет он в 9 песне своего канона, — и горлица, яже Бога возлюбивши, ластовица с божественными возлетевши птенцы, на небесех веселися”.

Иногда преподобному Иосифу удается выразить нечто от духовных состояний так кратко и вместе с тем так сильно, что это может возбудить ответную мысль и молитву молящегося. “Вод духовных исполнився, — пишет он в каноне апостолу Филиппу (11 ок­тяб­ря), — яко река божественнаго Едема исшел еси, наводняя волною тихою земные концы”. Тихая волна — какой прекрасный и вместе с тем емкий образ! А вот тот же образ тишины, правда, без приема олицетворения. “Имея Христа <…> послушающа твоих молитв божественных, Его же тиха, блаженне, соделай любовию хвалим тя”, — говорит преподобный Иосиф в каноне преподобному Евмению Гортинскому 39. И там, и здесь — живые, действенные образы, призывающие к живому последованию за словом преподобного песнопевца.

Кондак, глас 4

Покая́ния исто́чник неисчерпа́емый,/ утеше́ния пода́тель неконча́емаго/ и умиле́ния пучи́на еси́, Ио́сифе,/ сле́зы нам пода́ждь покая́ния Боже́ственнаго,/ и́миже утеше́ние, зде пла́чущеся,/ обря́щем от Бо́га,// твоея́ по́мощи прося́ще, свя́те.

День памяти: 17 апреля

 

По материалам:

https://azbyka.ru/days/sv-iosif-pesnopisec

http://www.pravmir.ru/liturgicheskoe-nasledie-prepodobnogo-iosifa-pesnopistsa/

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.