Святитель Василий Великий, Кесарийский (Каппадокийский), архиепископ

Житие

Ва­си­лий Ве­ли­кий ро­дил­ся око­ло 330 г. в Ке­са­рии. В се­мье свт. Ва­си­лия к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны мать Эми­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), сест­ра Мак­ри­на (па­мять 19 июля), брат Гри­го­рий (па­мять 10 ян­ва­ря). Отец был адво­кат, под его ру­ко­вод­ством Ва­си­лий по­лу­чил пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, за­тем он обу­чал­ся у луч­ших учи­те­лей Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской, где по­зна­ко­мил­ся со свя­тым Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом (па­мять 25 ян­ва­ря), а поз­же пе­ре­шел в шко­лы Кон­стан­ти­но­по­ля. Для за­вер­ше­ния обу­че­ния св. Ва­си­лий от­пра­вил­ся в Афи­ны – центр клас­си­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния.

В Афи­нах Ва­си­лий Ве­ли­кий при­об­рел все до­ступ­ные зна­ния. О нем го­во­ри­ли, что «он так изу­чил все, как дру­гой не изу­ча­ет од­но­го пред­ме­та, каж­дую на­у­ку он изу­чил до та­ко­го со­вер­шен­ства, как буд­то не учил­ся ни­че­му дру­го­му. Фило­соф, фило­лог, ора­тор, юрист, есте­ство­вед, имев­ший глу­бо­кие по­зна­ния в ме­ди­цине, – это был как ко­рабль, столь на­гру­жен­ный уче­но­стью, сколь сие вме­сти­тель­но для че­ло­ве­че­ской при­ро­ды».

В Афи­нах меж­ду Ва­си­ли­ем Ве­ли­ким и Гри­го­ри­ем Бо­го­сло­вом уста­но­ви­лась тес­ней­шая друж­ба, про­дол­жав­ша­я­ся всю жизнь. Око­ло 357 г. свя­той Ва­си­лий воз­вра­тил­ся в Ке­са­рию, где вско­ре всту­пил на путь ас­ке­ти­че­ской жиз­ни. Ва­си­лий, при­няв Кре­ще­ние от епи­ско­па Ке­са­рий­ско­го Ди­а­ния, был по­став­лен чте­цом. Же­лая най­ти ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, он по­се­тил Еги­пет, Си­рию, Па­ле­сти­ну. Под­ра­жая на­став­ни­кам, вер­нул­ся в Ке­са­рию и по­се­лил­ся на бе­ре­гу ре­ки Ирис. Во­круг него со­бра­лись ино­ки. Сю­да же Ва­си­лий при­влек сво­е­го дру­га Гри­го­рия Бо­го­сло­ва. Они под­ви­за­лись в стро­гом воз­дер­жа­нии; при тя­же­лых физи­че­ских тру­дах изу­ча­ли тво­ре­ния древ­ней­ших тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния. В цар­ство­ва­ние Кон­стан­ция (337–362) рас­про­стра­ни­лось лже­уче­ние Ария. Цер­ковь при­зва­ла к слу­же­нию Ва­си­лия и Гри­го­рия. Ва­си­лий вер­нул­ся в Ке­са­рию, где в 362 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, в 364 г. – в сан пре­сви­те­ра. При им­пе­ра­то­ре Ва­лен­те (334–378), сто­рон­ни­ке ари­ан, в тя­же­лые вре­ме­на для пра­во­сла­вия к Ва­си­лию пе­ре­шло управ­ле­ние цер­ков­ны­ми де­ла­ми. В это вре­мя он со­ста­вил чин Ли­тур­гии, «Бе­се­ды на Ше­стод­нев», а так­же кни­ги про­тив ари­ан. В 370 г. Ва­си­лий был воз­ве­ден епи­ско­пом на Ке­са­рий­скую ка­фед­ру. Он про­сла­вил­ся сво­ей свя­то­стью, глу­бо­ким зна­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ве­ли­кой уче­но­стью, тру­да­ми на бла­го цер­ков­но­го ми­ра и един­ства. Сре­ди по­сто­ян­ных опас­но­стей св. Ва­си­лий под­дер­жи­вал пра­во­слав­ных, утвер­ждая их ве­ру, при­зы­вая к му­же­ству и тер­пе­нию. Все это вы­зы­ва­ло нена­висть к нему ари­ан. Все свои лич­ные сред­ства он упо­треб­лял в поль­зу бед­ных: со­зда­вал бо­га­дель­ни, стран­но­при­им­ные до­ма, ле­чеб­ни­цы, устро­ил два мо­на­сты­ря – муж­ской и жен­ский.

Ари­ане всю­ду пре­сле­до­ва­ли его. Св. Ва­си­лию угро­жа­ли ра­зо­ре­ни­ем, из­гна­ни­ем, пыт­ка­ми и смер­тью. Он же ска­зал: «Смерть для ме­ня бла­го­де­я­ние. Она ско­рее при­ве­дет ме­ня к Бо­гу, для Ко­то­ро­го жи­ву и тру­жусь».

Бо­лез­ни от юно­сти, тру­ды уче­ния, по­дви­ги воз­дер­жа­ния, за­бо­ты и скор­би пас­тыр­ско­го слу­же­ния ис­то­щи­ли си­лы свя­ти­те­ля, и 1 ян­ва­ря 379 г. он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду, бу­дучи 49 лет. Цер­ковь тот­час ста­ла празд­но­вать его па­мять. Совре­мен­ник Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, епи­скоп Ам­фи­ло­хий (па­мять 23 но­яб­ря) так оце­нил его за­слу­ги: «Он при­над­ле­жит не од­ной Ке­са­рий­ской Церк­ви, и не в свое толь­ко вре­мя, не од­ним со­пле­мен­ни­кам сво­им был по­ле­зен, но по всем стра­нам и гра­дам все­лен­ной и всем лю­дям при­но­сил и при­но­сит поль­зу, и для хри­сти­ан все­гда был и бу­дет учи­те­лем спа­си­тель­ней­шим».

В Кон­стан­ти­но­по­ле дол­го про­ис­хо­ди­ли спо­ры о том, ко­му из трех свя­ти­те­лей сле­ду­ет от­да­вать пред­по­чте­ние. Од­на часть лю­дей пре­воз­но­си­ла свя­ти­те­ля Ва­си­лия (па­мять 1 ян­ва­ря), дру­гая сто­я­ла за Гри­го­рия Бо­го­сло­ва (па­мять 25 ян­ва­ря), тре­тья по­чи­та­ла свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста (па­мять 13 но­яб­ря).

От это­го сре­ди хри­сти­ан про­изо­шли цер­ков­ные раз­до­ры: од­ни на­зы­ва­ли се­бя ва­си­ли­а­на­ми, дру­гие – гри­го­ри­а­на­ми, тре­тьи – иоан­ни­та­ми.

По во­ле Бо­жи­ей в 1084 го­ду мит­ро­по­ли­ту Ев­ха­ит­ско­му Иоан­ну яви­лись три свя­ти­те­ля и, объ­явив, что они рав­ны пред Бо­гом, по­ве­ле­ли пре­кра­тить спо­ры и уста­но­вить об­щий день празд­но­ва­ния их па­мя­ти.

Цитаты из «Гомилии на РождествоХристово»

Бог [явился] на земле, Бог [жил] среди людей, беседуя с ними уже не из «огня» (Исх 3:2), не во «[гласе] трубном» (Исх. 19:19), не на «дымящейся горе» (Исх 19:18), не во «мраке» (Исх. 20:21), не в «буре» (Евр. 12:18), приводящей в трепет души внимающих законодателей, но посредством [Своего] тела кротко и ласково, [как] с родными. Бог [явился] во плоти, действуя уже не на расстоянии, как [это было] с пророками, но сделав человеческую природу сросшейся и соединенной с Самим Собой и, таким образом, возведя к Себе все человечество через посредство сродственной нам Своей плоти. Но могут сказать, как это через одного Источник света пришел ко всем? Или  каким образом Божество [явилось] во плоти? А вот так, как и огонь в железе: не переменяя место, но уделяя [свою силу]. В самом деле, огонь не переходит туда, где находится железо, оставаясь на своем прежнем месте, но уделяет ему свою собственную силу, так что и сам не умаляется от этой передачи, и всецело наполняет собой то, что становится ему причастным. Вот таким образом и Бог Слова одновременно и не удалился от Самого Себя «и обитал с нами» (Ин 1:14), не претерпел никакого изменения, «и Слово стало плотью» (Ин 1:14). И небо не опустело от Содержащего [его], и земля восприняла в свое лоно Небесного. Не примысливай [здесь] какого-то ниспадения Божества, ибо Ему не свойственно переходить с места на место, подобно телам. И не воображай себе, что Божество изменилось и превратилось в плоть, ибо то, что бессмертно, неизменно. Но могут спросить, почему же Бог Слово не преисполнился телесной немощью? На это мы ответим: так же, как и огонь не воспринимает свойств железа. Железо черное и холодное, тем не менее, когда его накаливают, оно принимает форму огня, само становясь светоносным, но не делая огонь черным, становясь пылающим, но не охлаждая пламени.

Так же и человеческая плоть Господа сама стала причастной Божеству, но не сообщила Божеству своей немощи. С другой стороны, не следует считать, что Божество действует совершенно так же, как и этот чувственный огонь. Но ты воображаешь себе [какое-то] страдание у Бесстрастного, которое происходит от человеческой немощи, и недоумеваешь, каким это образом тленная природа остается нетронутой из-за приобщения к Богу? Узнай же Таинство. Бог [явился] во плоти для того, чтобы умертвить гнездившуюся [в ней] смерть. Ибо как спасительное лекарство, усвоенное телом, побеждает губительные [яды], или как царящая в помещении тьма рассеивается при внесении света, так же и господствовавшая над человеческой природой смерть уничтожилась присутствием Божества. И как лед в воде, все время, пока ночь и тень, подчиняет себе водное естество, когда же пригреет солнце, он тает от [его] лучей, так же и смерть царствовала до пришествия Христова. Когда же воссияла «благодать Божия и спасительная» (Тит. 2:11), и взошло «Солнце правды» (Мал. 4:2), тогда «поглощена была смерть победою» (1Кор. 15:54), не выдержав приближения Истинной Жизни. О, глубина благости и человеколюбия Божия! Но вместо этого превосходящего человеколюбия   [Божия] мы противимся быть Его рабами. Люди исследуют причину, почему Бог [явился] среди людей, хотя им следует [прежде всего] поклониться благости [Творца].

Тропарь,

глас 1

Во всю зе?млю изы?де веща?ние твое?,/ я?ко прие?мшую сло?во твое?,/ и?мже боголе?пно научи?л еси?,/ естество? су?щих уясни?л еси?,/ челове?ческия обы?чаи украси?л еси?,/ ца?рское свя?щение, о?тче преподо?бне,/ моли? Христа? Бо?га// спасти?ся душа?м на?шим.

Кондак,

глас 4

Яви?лся еси? основа?ние непоколеби?мое Це?ркве,/ подая? все?м некра?домое госпо?дьство челове?ком,/ запечатле?я твои?ми веле?ньми,// небоявле?нне Васи?лие, преподо?бне.

Молитва святителю Василию Великому

О, вели?кий во иера?рсех, вселе?нныя учи?телю богому?дрый, преблаже?нне о?тче Васи?лие! Ве?лия по?двиги и труды? твоя?, я?же во сла?ву святы?я Це?ркве соверши?л еси?: ты испове?дник тве?рдый и свети?льник ве?ры Христо?вы на земли? был еси?, све?том Богове?дения ве?рныя озаря?яй, ло?жная уче?ния попаля?яй, и всему? ми?ру сло?во спаси?тельныя и?стины возвеща?яй. Ны?не же, ве?лие на Небесе?х име?яй дерзнове?ние ко Святе?й Тро?ице, помози? нам, со смире?нием к тебе? припа?дающим, тве?рдо и неизме?нно святу?ю правосла?вную ве?ру до конца? жития? на?шего сохрани?ти, от малове?рия же, сомне?ний и колеба?ния в ве?ре соблюди?, да не прельще?ни бу?дем богопроти?вных и душепа?губных уче?ний словеса?ми. Дух ре?вности святы?я, е?юже ты пламене?л еси?, о пресла?вный Це?ркве Христо?вы па?стырю, возгре?й предста?тельством твои?м и в нас, и?хже Христо?с поста?ви бы?ти па?стырями, да всеусе?рдно просвеща?ем и утвержда?ем в пра?вей ве?ре слове?сное ста?до Христо?во. Испроси?, о, милосе?рдый святи?телю, от Отца? све?тов и всем, вся?кий дар коему?ждо благопотре?бен: младе?нцем благо?е в стра?се Бо?жием возраста?ние, ю?ным целому?дрие, ста?рым и немощны?м укрепле?ние, скорбя?щим утеше?ние, неду?гующим исцеле?ние, заблу?ждшим вразумле?ние и исправле?ние, оби?димым заступле?ние, сирота?м и вдови?цам защище?ние, искуша?емым благода?тное поможе?ние, отше?дшим от сего? вре?меннаго жития?, отце?м и бра?тиям на?шим блаже?нное упокое?ние. Ей, свя?тче Бо?жий, при?зри ми?лостиво от оби?телей го?рних на нас смире?нных, мно?гими собла?знами и напа?стьми обурева?емых, и с земли? приве?рженных возведи? к высоте? небе?сней. Препода?ждь нам, преблаги?й о?тче, твое? архипа?стырское и свято?е благослове?ние, да о?ным осеня?емии, в сие? но?вое ле?то и во все про?чее вре?мя живота? на?шего в ми?ре, покая?нии и послуша?нии Святе?й Правосла?вной Це?ркви поживе?м, за?поведи Христо?вы усе?рдно творя?ще, по?двигом до?брым ве?ры подвиза?ющеся, и та?ко Ца?рствия Небе?снаго дости?гнем, иде?же с тобо?ю и все?ми святы?ми сподо?би Тро?ицу Святу?ю, Единосу?щную и Неразде?льную, пе?ти и сла?вити во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва вторая святителю Василию Великому

О, вели?кий и пресвяты?й святи?телю о?тче Васи?лие, пресла?вный вселе?нския Це?ркве учи?телю, сла?вы Пресвяты?я Тро?ицы всеусе?рдный побо?рниче, Ма?тере Бо?жия и Ея? пренепоро?чнаго де?вства предызбра?нный испове?дниче, пресве?тлый чистоты?, смире?ния и терпе?ния о?бразе. Се аз многогре?шный и недосто?йный на высоту? небе?сную взира?ти, смире?нно молю? тя, о прему?дрый Це?ркве Христо?вы учи?телю, научи? мя та?ко богобоя?зненно житие? свое? проводи?ти, да никогда? же на путь, Бо?жиим повеле?нием проти?вен, уклоню?ся или совраще?н бу?ду. Соблюди? и изба?ви мя твои?м многомо?щным предста?тельством от собла?знов ми?ра и ко?зней диа?вольских, я?коже изба?вил еси? от них ю?ношу, от Сладча?йшаго Спаси?теля на?шего отступи?вша и во власть сатаны? впа?дша. Да?руй мне си?лу душе?вную усе?рдным бы?ти подража?телем доброде?телей твои?х высо?ких: соде?лай мя в ве?ре пра?вей тве?рда и непоколеби?ма, укрепи? мя малоду?шнаго в терпе?нии и упова?нии на Го?спода, возгре?й в се?рдце мое?м и?стинную Христо?ву любо?вь, да небе?сных благ па?че всех жела?ю и и?ми услажда?юся. Испроси? мне у Го?спода и?скреннее о гресе?х сокруше?ние, да про?чее вре?мя живота? моего? в ми?ре, покая?нии и исполне?нии за?поведей Христо?вых провожда?ти бу?ду. Егда? же час моего? сконча?ния прибли?зится, ты, о преблаги?й о?тче, с Преблагослове?нною Де?вою Мари?ею, тогда? ускори? на по?мощь, защити? мя от зло?бных наве?тов вра?жиих, и сподо?би мя насле?дника бы?ти ра?йских селе?ний, да ку?пно с тобо?ю и со все?ми святы?ми непристу?пнаго Бо?жия вели?чества Престо?лу предста?ну и Живонача?льную, Единосу?щную же и Неразде?льную Тро?ицу прославля?ю и воспева?ю, при?сно и в безконе?чныя ве?ки. Ами?нь.

Молитва третья святителю Василию Великому

О, вели?кий и пресла?вный святи?телю Христо?в, всея? вселе?нския Це?ркве учи?телю богому?дрый, правосла?вия тве?рдый испове?дниче и побо?рниче, всеблаже?нне о?тче Васи?лие! При?зри от высо?т небе?сных на нас, смире?нно к тебе? припа?дающих, и умоли? Го?спода Вседержи?теля, Его?же ве?рный на земли? служи?тель был еси?, да да?рует нам ве?ры пра?выя тве?рдое и неизме?нное сохране?ние, Це?ркви святе?й послуша?ние, жития? на?шего исправле?ние, и во всех ну?ждах, ско?рбех и искуше?ниих ско?рое поможе?ние, терпе?ние же и укрепле?ние. Пода?ждь нам твое? свято?е благослове?ние, да о?ным осеня?емии, сие? но?вое ле?то и во вся дни богоуго?дно в ми?ре и покая?нии поживе?м и во Ца?рствии Небе?снем сподо?бимся ку?пно с тобо?ю и со все?ми святы?ми Живонача?льную Тро?ицу воспева?ти и сла?вити, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Молитва четвертая святителю Василию Великому

О, вели?кий и пресвяты?й святи?телю, о?тче Васи?лие! При?зри от высо?т небе?сных на нас, раб Бо?жиих (имена), и умоли? Го?спода, Его?же ве?рный на земли? служи?тель был еси?, да да?рует нам ве?ры пра?выя тве?рдое и неизме?нное сохране?ние, Це?ркви Святе?й послуша?ние, жития? на?шего исправле?ние и во всех ну?ждах, скорбе?х и искуше?ниях ско?рое поможе?ние, терпе?ние же и укрепле?ние. Пода?ждь нам твое свято?е благослове?ние, да о?ным осеня?емии во вся дни богоуго?дно в ми?ре и покая?нии поживе?м и во Ца?рствии Небе?снем сподо?бимся ку?пно с тобо?ю и со все?ми святы?ми Живонача?льную Тро?ицу, Отца? и Сы?на и Свята?го Ду?ха, воспева?ти и сла?вити во ве?ки веко?в. Ами?нь.

Дни памяти: 14 января, 2 февраля – Собор Трех святителей

 

По материалам сайта

 

https://azbyka.ru/

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.