Священномученик Поликарп Смирнский

Житие

Святитель Поликарп, епископ Смирнский, родился около 80 г., жил в Малой Азии, в г. Смирне. Рано оставшись сиротой, он был воспитан, по указанию Ангела, благочестивой вдовой Каллистой. После смерти нареченной матери Поликарп все роз­дал ни­щим, а сам стал при­леж­но за­ни­мать­ся чте­ни­ем бо­же­ствен­ных книг, усерд­но пре­да­ва­ясь бо­го­мыс­лию и мо­лит­вам; он про­во­дил жизнь в боль­шом воз­дер­жа­нии и непо­роч­ном дев­стве, ра­бо­тал неустан­но день и ночь Гос­по­ду, с лю­бо­вью слу­жа боль­ным, немощ­ным и пре­ста­ре­лым. За та­кую жизнь его силь­но по­лю­бил Смирн­ский епи­скоп свя­той Ву­кол; сна­ча­ла епи­скоп сде­лал По­ли­кар­па кли­ри­ком, за­тем диа­ко­ном; по сви­де­тель­ству свя­то­го Пи­о­ния, ко­то­рый на­пи­сал жи­тие бла­жен­но­го По­ли­кар­па, святой Ву­кол воз­ло­жил на По­ли­кар­па в быт­ность его диа­ко­ном еще обя­зан­ность про­по­ве­до­вать Сло­во Бо­жие, ибо свя­той По­ли­карп от­ли­чал­ся сво­им бла­го­ра­зу­ми­ем и крас­но­ре­чи­ем, так что свя­той по­движ­ник обя­зан был как в церк­ви, так и в дру­гих ме­стах по­учать на­род. Не толь­ко свя­той Ву­кол, но и свя­тые апо­сто­лы Па­вел и Иоанн Бо­го­слов с про­чи­ми уче­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми лю­би­ли свя­то­го По­ли­кар­па. Свя­той По­ли­карп участ­во­вал вме­сте со свя­ты­ми апо­сто­ла­ми в их пу­те­ше­стви­ях, был их уче­ни­ком, общ­ни­ком их тру­дов, под­ра­жа­те­лем их жиз­ни. Апо­сто­лы сно­ва по­сла­ли его в Смир­ну к свя­то­му Ву­ко­лу, ко­то­рый и ру­ко­по­ло­жил его в пре­сви­те­ры. На­пи­сал так­же свя­той По­ли­карп мно­го слов и по­сла­ний, по­лез­ных для Церк­ви Хри­сто­вой, но боль­шая часть его со­чи­не­ний во вре­мя го­не­ний по­гиб­ла, так что из них оста­лась толь­ко неболь­шая до­ля. Свя­то­му епи­ско­пу Ву­ко­лу бы­ло пред­воз­ве­ще­но, что по­сле его смер­ти епи­скоп­ский пре­стол в Смирн­ской церк­ви дол­жен за­нять пре­сви­тер По­ли­карп, а не кто-ли­бо дру­гой. По­это­му, уми­рая, свя­той Ву­кол, взяв пра­вую ру­ку По­ли­кар­па и по­ло­жив ее к се­бе на грудь, по­ру­чил ему па­сти свое сло­вес­ное ста­до и со сло­ва­ми «сла­ва Те­бе, Гос­по­ди» с ми­ром ото­шел в жизнь веч­ную. Епи­ско­пы апо­столь­ские, со­брав­ши­е­ся на по­гре­бе­ние свя­то­го Ву­ко­ла, и по­свя­ти­ли свя­то­го По­ли­кар­па; при этом мно­гие из них удо­сто­и­лись чу­дес­ных ви­де­ний. Ко­гда на­ча­лось по­свя­ще­ние во епи­ско­па, бо­же­ствен­ный свет оза­рил всех, быв­ших в церк­ви; неко­то­рые из до­стой­ных уви­да­ли бе­лую го­лу­би­цу, ко­то­рая, сияя, слов­но мол­ния, ле­та­ла во­круг го­ло­вы свя­то­го По­ли­кар­па; дру­гим свя­той по­движ­ник пред­став­лял­ся оде­тым слов­но во­ин: был опо­я­сан во­ин­ским по­я­сом и во­ору­жен слов­но на сра­же­ние; иные ви­де­ли его в цар­ской пор­фи­ре с си­я­ю­щим ли­цом; од­ной де­ви­це он по­ка­зал­ся го­раз­до боль­ше­го ро­ста, чем был на са­мом де­ле, при­чем ри­за его на пра­вом пле­че бы­ла крас­но­го цве­та. Ко­гда же для при­ня­тия по­свя­ще­ния свя­той По­ли­карп пре­кло­нил ко­ле­на, он уви­дел пред со­бой но­ги са­мо­го Хри­ста Гос­по­да, Ко­то­рый неви­ди­мо при­сут­ство­вал при его по­свя­ще­нии. Так, ру­ко­по­ло­жен­ный са­мим Хри­стом и Святым Ду­хом, По­ли­карп управ­лял Цер­ко­вью Бо­жи­ей по по­ста­нов­ле­ни­ям свя­тых апо­сто­лов; мно­го тру­дов пе­ре­нес он, спа­сая ду­ши че­ло­ве­че­ские, мно­го див­ных чу­дес со­тво­рил он во вре­мя сво­е­го епи­скоп­ства. Од­на­жды свя­то­му По­ли­кар­пу слу­чи­лось быть в од­ном из го­ро­дов той же Ио­ний­ской об­ла­сти Тео­се, ко­то­рый на­хо­дил­ся око­ло теп­лых вод, на­зы­ва­е­мых Ле­ве­ди­ей; он оста­но­вил­ся у епи­ско­па то­го го­ро­да, по име­ни Дафн, о ко­то­ром упо­ми­на­ет свя­той Иг­на­тий Бо­го­но­сец в сво­ем по­сла­нии к жи­те­лям Смир­ны. Свя­той По­ли­карп, ви­дя бед­ность и недо­ста­ток в до­ме то­го епи­ско­па, по­мо­лил­ся о нем Бо­гу, чтобы Гос­подь бла­го­сло­вил его дом, и с то­го ча­са епи­скоп Дафн не ис­пы­ты­вал бо­лее недо­стат­ка: ни­вы его и ви­но­град­ни­ки, быв­шие до сих пор неплод­ны­ми, при­но­си­ли необы­чай­ные уро­жаи и сде­ла­лись весь­ма пло­до­нос­ны­ми; ви­но, быв­шее лишь в неболь­шом ко­ли­че­стве, свя­той сво­ей мо­лит­вой уве­ли­чил до изоби­лия. Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь в Смир­ну, По­ли­карп вме­сте с со­про­вож­дав­шим его диа­ко­ном свер­нул с до­ро­ги и за­шел в го­сти­ни­цу, быв­шую на пу­ти; это бы­ло уже ве­че­ром, и устав­шие пут­ни­ки хо­те­ли от­дох­нуть; вку­сив немно­го пи­щи, По­ли­карп и его спут­ник за­сну­ли; но недол­го про­дол­жал­ся сон их; в пол­ночь Ан­гел Гос­по­день, толк­нув в бок По­ли­кар­па, ска­зал ему:

– По­ли­карп!

То­гда свя­той спро­сил:

– Что, Гос­по­ди?

– Встань, – ска­зал ему Ан­гел, – и вый­ди немед­лен­но из го­сти­ни­цы, ибо она ско­ро раз­ру­шит­ся: жив­шие в той го­сти­ни­це не ве­ро­ва­ли во Хри­ста Бо­га и со­вер­ша­ли мно­го без­за­ко­ний.

То­гда свя­той, встав, стал бу­дить сво­е­го диа­ко­на, по­веле­вая ему встать; диа­ко­ну же, ко­то­рый пе­ред тем креп­ко спал, не хо­те­лось вста­вать; он стал от­го­ва­ри­вать свя­то­го:

– Еще не про­шел пер­вый сон, свя­той отец, ку­да пой­дем мы; ты в сво­ем по­сто­ян­ном раз­мыш­ле­нии о бо­же­ствен­ных пи­са­ни­ях и сам не спишь, и дру­гим не да­ешь спать.

Услы­шав эти сло­ва, свя­той По­ли­карп за­мол­чал, но Ан­гел вто­рич­но явил­ся ему и по­ве­лел вый­ти вон; то­гда сно­ва свя­той стал по­буж­дать диа­ко­на, го­во­ря, что зда­ние это долж­но раз­ру­шить­ся; но диа­кон от­ве­чал:

– Я ве­рую в Бо­га и ду­маю, что это зда­ние не рухнет, по­ка ты, отец, на­хо­дишь­ся в нем.

По­ли­карп же ска­зал:

– И я ве­рую так­же в Бо­га, но не на­де­юсь на это ка­мен­ное зда­ние.

Меж­ду тем Ан­гел в тре­тий раз явил­ся и по­вто­рил то же са­мое при­ка­за­ние; толь­ко то­гда епи­скоп уго­во­рил сво­е­го спут­ни­ка вый­ти из го­сти­ни­цы. Лишь толь­ко они вы­шли вон, тот­час зда­ние рух­ну­ло до са­мо­го ос­но­ва­ния и все, быв­шие в нем, по­гиб­ли до од­но­го; а свя­той По­ли­карп, стоя и взи­рая на небо, мо­лил­ся так: «Гос­по­ди, Бо­же Все­силь­ный, Отец Иису­са Хри­ста, Тво­е­го бла­го­сло­вен­но­го Сы­на, Ты пред­воз­ве­стил ни­не­ви­тя­нам чрез про­ро­ка Иону ги­бель их го­ро­да, но уми­ло­сер­дил­ся и по­ща­дил их; во­ис­ти­ну бла­го­слов­ляю Те­бя, ибо Ты чрез Ан­ге­ла Сво­е­го вы­вел нас из се­го зда­ния и из­ба­вил нас от вне­зап­ной смер­ти, по­доб­но то­му как Ты вы­вел Ло­та из Со­до­ма; Ты по­сто­ян­но со­хра­ня­ешь ра­бов Сво­их от вся­ко­го зла, Ты благ и ми­ло­стив во ве­ки».

Святитель Поликарп с апостольской ревностью руководил своей паствой. Пользовался он большой любовью и среди священства. С большой теплотой относился к нему святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский. Отправляясь в Рим, где его ожидала казнь (он был растерзан дикими зверями), он писал святому Поликарпу: "Как кормчим нужны ветры или обуреваемому - пристань, так настоящему времени нужен ты для того, чтобы достигнуть Бога".

Когда на Римский престол вступил император Марк Аврелий (161 - 180), на христиан было воздвигнуто одно из жесточайших гонений. Язычники требовали, чтобы судья искал святого Поликарпа – «отца всех христиан» и «совратителя всей Азии». В это время святитель Поликарп по настоятельной просьбе своей паствы пребывал в небольшом селении недалеко от Смирны. Когда воины пришли за ним, святой Поликарп вышел навстречу и велел их накормить, а сам в это время стал молиться, готовясь к мученическому подвигу. Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской Церкви к другим Церквам» - одном из самых древних памятников христианской письменности. Будучи приведен на суд, святитель Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению. Палачи хотели прибить его к столбу, но он спокойно им сказал, что не сойдет с костра, и его только связали веревкой. Пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит ему, толпа язычников и иудеев стала требовать, чтоб он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика Поликарпа сожгли. Смирнские христиане с благоговением собрали его честные останки, свято чтя его память.

Сохранился рассказ о святом Поликарпе его ученика, священномученика Иринея Лионского, который приводит Евсевий в «Церковной Истории»: «Я был еще очень молод, когда видел тебя в Малой Азии у Поликарпа, - обращается святой Ириней к своему другу Флорину - ...Я мог бы теперь указать место, где сидел блаженный Поликарп и беседовал, - мог бы изобразить его походку, образ его жизни, внешний вид, его беседы к народу, его дружеское обращение с Иоанном, как он сам рассказывал, и с прочими самовидцами Господа, - то, как он припоминал слово их и пересказывал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах... По милости Божией ко мне, я и тогда еще внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на доске, но в глубине моего сердца... Итак, могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы этот блаженный и апостольский старец услышал что-нибудь подобное твоему заблуждению, то он тотчас заградил бы слух свой и изъявил бы негодование свое обычною поговоркою: "Боже Благий! До какого времени Ты допустил меня дожить"».

При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем к разным лицам. До нашего времени дошло его Послание к Филиппийцам, которое, по сообщению Блаженного Иеронима, читалось в Малоазийских церквах за Богослужением. Оно было написано святителем в ответ на просьбу Филиппийцев прислать им сохранившиеся у святителя Поликарпа письма священномученика Игнатия Богоносца.

Цитаты из «Послания к Филиппийцам»

Начало же «всех бед есть сребролюбие» (1Тим.6:10). Итак, зная, что «мы ничего не принесли в мир... и ничего не... вынесем /из него/» (1Тим.6:7), вооружимся оружиями правды, и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других, равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием; будем учить вдов, чтобы они здраво судили о вере Господней, предстательствовали непрестанно за всех, удалялись всякой клеветы, злоречия, лжесвидетельства, сребролюбия и всякого порока, и знали, что они — жертвенник Божий, что Бог все видит и от Него ничто не сокрыто, ни мысли, ни намерения, и никакие сокровенные чувствования сердца.

Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей — Иисусе Христе, Который «грехи наши... вознес на Своем теле на древо». Который «не сделал... греха» и в устах у Которого не было лжи (1Пет.2:22, 24), и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и если будем страдать за имя Его, прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому.

Стойте в этих добродетелях и следуйте примеру Господа: будьте тверды и непоколебимы в вере, храните братство во взаимной любви и единении истины, оказывайте друг другу кротость Господа, никого не презирая. Когда можете благотворить, не откладывайте этого, ибо милостыня избавляет от смерти (Тов. 4:10, 12:9). Все будьте уступчивы друг другу, чтобы поведение ваше было безупречно среди язычников (1Пет. 2:12), и таким образом и вы получили похвалу за свои добрые дела, и имя Господне не подверглось из-за вас хулению. Горе же тому, кем хулится имя Господне! Итак, всех учите умеренности и воздержанию, в котором, впрочем, вы и живете.

Тропарь, глас 4

И нравом причастник,/ и престолом наместник апостолом быв,/ деяние обрел еси, Богодохновенне,/ в видения восход./ Сего ради, слово истины исправляя,/ и веры ради пострадал еси даже до крове,/ священномучениче Поликарпе,/ моли Христа Бога,/ спастися душам нашим.

Кондак, глас 1

Плоды словесныя Господеви принося,/ Поликарпе мудре, добродетелей жертвы,/ темже и от Бога достоин иерарх прославился еси./ Сего ради днесь, просвещшеся твоими словесы,/ воспеваем твою достохвальную памятъ,// славяще Господа.

День памяти: 7 марта (переходящая).

 

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/days/sv-polikarp-smirnskij

http://days.pravoslavie.ru/Life/life496.htm

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.