Святитель Геннадий Новгородский, архиепископ

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, «муж сановитый, умный, добродетельный и сведущий в Священном Писании». Первоначальное послушание проходил в Валаамской обители под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого.
В 1472 году он стал архимандритом Чудова монастыря в Москве. Здесь прославился как ревнитель строгого уставного богослужения. В 1483 году архимандрит Геннадий начал строить в Чудовом монастыре каменную трапезную церковь в честь святителя Алексия, митрополита Московского (+ 1378), основателя этой обители.
12 декабря 1484 года архимандрит Геннадий был посвящен в архиепископа Новгородского. Время святительства в Новгороде святого архиепископа Геннадия совпало с грозным периодом в истории русской Церкви. Некий иудей Схария, приехавший по торговым делам в Новгород в 1470 году, начал тайно распространять между православными свое учение и обращать народ в иудейство. Как только о ереси стало известно святителю Геннадию, ревностный архипастырь немедленно приступил к розыску и вскоре убедился, что опасность угрожает уже не только местному новгородскому благочестию, но и столице Православия – Москве, куда к тому времени перебралась часть еретиков. В сентябре 1487 года святитель направил московскому митрополиту Геронтию розыскное дело вместе со списком обнаруженных им богоотступников и сведениями о лжеучении. Борьба с этой ересью стала главным предметом архипастырской деятельности святителя Геннадия. Трудами святителя, а также чуть позже включившегося в борьбу против еретиков преподобного Иосифа Волоцкого удалось остановить гибель русского государства и Русской Церкви.
Одним из средств борьбы против лжеучения стали труды святителя Геннадия по собиранию библейских книг в единый свод. На Руси в то время еще не было единого свода Библии и этим пользовались еретики. При обольщении православных они прибегали к искаженным текстам ветхозаветных книг, отличным от принятых Православной Церковью. Архиепископ Геннадий взял на себя огромный труд – собрать все библейские книги воедино. До того времени библейские книги переписывались на Руси, по примеру Византии, отдельными частями – Пятикнижие, Книги Царств, Книга притчей и другие учительные книги; Псалтирь, Книги пророков, Евангелия и Апостол.
 
 
Собрав вокруг себя ученых переводчиков и книжников святитель возглавил собирательную, редакторскую и переводческую работу над славянской Библией; так, он благословил вновь перевести с латинского языка те Священные книги, которые отсутствовали в славянских рукописях. К 1499 году работа была закончена и появился первый полный свод Священного Писания на славянском языке – «Геннадиевская Библия».
 
Наряду с подготовкой Библии круг церковных книжников при архиепископе Геннадии вел большую литературную работу: была составлена «Четвертая Новгородская летопись», переведены, исправлены и переписаны многочисленные рукописные книги. Ревностный поборник духовного просвещения архиепископ Геннадий для подготовки достойных служителей алтаря Божия основал в Новгороде училище.
 
Память о святителе Геннадии сохраняется и в другом его труде на благо Православной Церкви. В конце XV века над русскими умами тяготела грозная мысль о скорой кончине мира, которой ждали по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира, что приходилось на 1492 год. Ожидание конца было настолько сильным, что на Руси даже не осмелились продолжить пасхалию далее 1492 года. И этим также пользовались еретики жидовствующие, чтобы посмеяться над учением христиан о Втором Пришествии Христа и кончине мира, над апостольскими посланиями и учением святых отцов. В сентябре 1491 года архиерейский Собор Русской Церкви в Москве определил: «Написать Пасхалию на осьмую тысячу лет». При дворе московского митрополита была составлена пасхалия на 20 лет. Святитель Геннадий, понимая, что в таких условиях лучше составить пасхалию на более продолжительный период, самостоятельно рассчитал дни празднования Пасхи на ближайшие 70 лет. Он разослал текст пасхалии по епархиям вместе с толкованием на нее и Окружной грамотой под общим заглавием «Начало пасхалии, переложенной на осьмую тысячу лет». Святитель напомнил православным Руси, что точные сроки Второго Пришествия Спастеля неизвестны и от верующих требуется постоянное духовное трезвение. 
 
Оставив в 1504 году архипастырское служение святитель последний год жизни провел в московском Чудовом монастыре, где мирно отошел ко Господу 4 декабря 1505 года. 
 
Святые мощи архиепископа Геннадия были положены в храме Чуда святого Архангела Михаила в Хонех. Бог прославил их нетлением. После уничтожения храма в 1929 году погребение святителя было утрачено. 
 
Уже в конце XV века встречаются свидетельства о почитании "премудрого Геннадия", "исправляющего и научающего Церковь". Кроме дня кончины, память святителя Геннадия совершается в день всех святых, в Новгородской земле просиявших, в день празднования Собора Московских святых и Собора Карельских святых. 
 
 
Основной день памяти: 17 декабря (по новому стилю)

 

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.