Можно ли читать апокрифы?

В первые века было распространено множество апокрифов, сочиненных еретиками, и только Церковь могла отличить истинные Евангелия от подложных и тем самым сохранить в чистоте Православие.
Архимандрит Рафаил (Карелин)
 
 
Можно ли читать апокрифы?
 
Апокриф (от греч. αποκρυφος - тайный, сокровенный) – произведение с библейским сюжетом, не включенное Церковью в библейский канон. Часто апокрифы подписаны именами ветхозаветных святых или апостолов. 
 
История Церкви, как Ветхозаветной, так и Новозаветной, также не ограничена Библией. Например, хорошо известны слова Самого Христа, не вошедшие в Евангелия, так называемая «аграфа». Подобные цитаты имеются в книгах Нового Завета, например, фраза «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20.35), а также в сочинениях мужей апостольских и ранних святых отцов. Неудивительно, что события библейской истории нашли отражения и в сочинениях других авторов. Однако проблемой изначально была трудность вопроса о том, где кончается достоверная история и где начинается область легенд. 
 
 
Как относиться к апокрифам? В протестантской традиции, отвергающей Священное Предание, отношение к апокрифам отрицательное. Именно так воспринимаются протестантами и неканонические книги Ветхого Завета.
 
В православной традиции отношение к апокрифам не столь однозначно. Связано это с тем, что апокрифы можно условно разделить на две группы.
 
Первая группа, так называемые псевдоканонические апокрифы, несмотря на сомнительное авторство, тем не менее, вписана в церковную традицию и является частью Священного Предания. Например, «Евангелие от Иакова» легло в основу преданий о жизни Пресвятой Богородицы. «Евангелие от Никодима» также не содержит сомнительных элементов. Этот апокриф в значительной степени повлиял на церковное предание о сошествии Христа во ад. Многие апокрифические деяния апостолов впоследствии стали основой их житий.
 
Другая группа – антиканонические апокрифы. Эти сочинения возникли в гностических сектах. Эти апокрифы, как например, «Евангелие от Фомы», «Евангелие от Филиппа» и др., как минимум сомнительны, а в большинстве своем просто вредны. 
 
Проблема апокрифов возникла еще в первые века христианства. Псевдоевангелия, составленные в гностических сектах, легли в основу ересей. Кроме того, в секте монтанистов бытовало убеждение, что канон Священного Писания не завершен и может быть продолжен. Монтанистские «пророки», занимавшие главенствующее положение в секте, могли тиражировать все новые и новые «евангелия» и «апостольские послания» бесконечно. Некоторые писатели составляли свои «евангелия» из соображений честолюбия. Например, отсутствие в канонических евангелиях сведений о детстве Спасителя побуждало авторов придумывать сказки об этом периоде Его жизни. «Евангелие детства» переполнено бессмысленными чудесами. Например, в этом апокрифе говорится о том, что Иисус вылепил птиц из глины, а когда его обвинили, что он сделал это в субботу, Он оживил их. Недоумение вызывает и такое «чудо», как проклятие в адрес мальчика, разбрызгавшего воду из лужицы.
 
Бывало и так, что произведения такого рода сочинялись христианами с благими целями. Известны примеры того, что из благих побуждений ранними христианами дополнялись тексты апостольского происхождения. Это относится, например, к книге «Апостольские постановления». Понятно, что такая литература не может рассматриваться Православной Церковью, как равная Священному Писанию.
 
Поэтому Церковь уже в первые века рассматривала вопрос относительно канона Священного Писания и отсеивала апокрифы. Одним из первых индексов истинных книг был составлен епископом Евсевием Кесарийским (263 – 340). Евсевий разделил книги на три категории – канонические, допускаемые к чтению и «отреченные».
 
Канон книг Священного Писания определялся на Соборах,  например,  Лаодикийским Собором 369 г. 
 
В настоящее время апокрифическая литература издается достаточно большими тиражами и вопрос относительно допустимости ее чтения является актуальным. Ведь составители сборников далеко не всегда указывают, что из апокрифов допустимо для чтения, а что имеет еретическое происхождение. Большой проблемой является и то, что часто в апокрифах перемешаны истина и ложь.
 
Поэтому новоначальным христианам, а также тем, кто недостаточно знаком со Священным Писанием и догматическим учением Православной Церкви следует проявлять особую осторожность в чтении апокрифической литературы. Апокрифы нужно рассматривать или как вредную еретическую литературу, или, в лучшем случае, как литературные памятники эпохи. 
 
В данном случае новоначальному представляется более полезным читать канонические тексты Священного Писания. В качестве дополнительной литературы лучше читать не апокрифические евангелия, а сочинения церковных исследователей по ранней церковной истории, не апокрифические деяния апостолов, а их жития, составленные святыми отцами, например, святителем Димитрием Ростовским, и т.д. При этом полезно обращать внимание на наличие благословения Православной Церкви на данное издание. 
 
По материалам:
 
Кострюков А.
 

Добавить комментарий

CAPTCHA
This question is for testing whether or not you are a human visitor and to prevent automated spam submissions.
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки
Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.