Блаженный Августин Аврелий, Иппонийский, епископ

Житие

Бла­жен­ный Ав­гу­стин ро­дил­ся в Аф­ри­ке, в го­ро­де Та­га­сте. Вос­пи­ты­ва­ла его мать, бла­го­че­сти­вая хри­сти­ан­ка Мо­ни­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Кар­фа­гене. В ка­че­стве пре­по­да­ва­те­ля ри­то­ри­ки Ав­гу­стин при­был в Ме­дио­лан в пе­ри­од епи­скоп­ства свя­ти­те­ля Ам­вро­сия († 397, па­мять 7 де­каб­ря). Под ру­ко­вод­ством свя­ти­те­ля Ам­вро­сия Ав­гу­стин изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние. Сло­во Бо­жие про­из­ве­ло в его ду­ше ко­рен­ной пе­ре­лом – он при­нял Свя­тое Кре­ще­ние, раз­дал все свое име­ние бед­ным и по­стриг­ся в ино­че­ский об­раз.

В 391 го­ду епи­скоп Ип­по­ний­ский Ва­ле­рий по­свя­тил свя­то­го Ав­гу­сти­на в сан пре­сви­те­ра, а в 395 го­ду – в сан епи­ско­па и на­зна­чил ви­ка­ри­ем Ип­по­ний­ской ка­фед­ры. По­сле смер­ти епи­ско­па Ва­ле­ри­а­на свя­ти­тель Ав­гу­стин за­нял его ме­сто.

Мно­го тру­дов за 35 лет сво­е­го епи­скоп­ства бла­жен­ный Ав­гу­стин по­свя­тил борь­бе с ере­ся­ми до­на­ти­стов, ма­ни­хе­ев и пе­ла­ги­ан. Бла­жен­ным Ав­гу­сти­ном на­пи­са­но мно­го тво­ре­ний (по удо­сто­ве­ре­нию уче­ни­ка и жиз­не­опи­са­те­ля его Пос­си­дия, чис­ло их до­хо­дит до 1030), из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны: «О гра­де Бо­жи­ем», «Ис­по­ведь», 17 книг про­тив пе­ла­ги­ан и «Хри­сти­ан­ская на­у­ка». Бла­жен­ный Ав­гу­стин преж­де все­го за­бо­тил­ся о том, чтобы его со­чи­не­ния бы­ли по­нят­ны и на­зи­да­тель­ны. «Пусть луч­ше, – го­во­рил он, – по­ри­ца­ют нас грам­ма­ти­ки, чем не по­ни­ма­ет на­род». Скон­чал­ся бла­жен­ный Ав­гу­стин 28 ав­гу­ста 430 го­да.

Цитаты из творения «О Христианской борьбе»:

Христианин, воодушевляемый примером Христовым, борется со злом

Венец победы обещан только тем, кто сражается. В Священных же Писаниях мы постоянно находим обетование венца в случае нашей победы. И чтобы не утруждать себя многими свидетельствами, приведем весьма ясное свидетельство апостола Павла: «Подвигом добрым я подвизался, течение свершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды» (2Тим. 4:7-8). Но необходимо знать, кто тот противник, победив которого, мы будем увенчаны. Это тот, кого первым победил Господь наш, чтобы и мы, пребывая в Нем, победили. Ибо Сила и Премудрость Божия, Слово, Которым создано все, будучи Единородным Сыном Божиим, неизменно пребывает превыше всякого творения. Если же и не согрешившее творение ему подчиняется, то насколько более подчинено ему всякое творение грешное? И если все святые ангелы Ему подчиняются, то тем более подчинены Ему ангелы преступившие, глава которых – диавол. И так как диавол обманул нашу природу, то Сам Единородный Сын Божий соблаговолил эту самую нашу природу воспринять, чтобы ею самой был побежден диавол, и бывший всегда под Его властью, стал теперь под властью нашей. Именно это Он имеет в виду говоря: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин.12:31). Не так, чтобы диавол был изгнан из мира сего, как то полагают еретики, но изгнан из душ тех, кто прилепляется слову Божию и не любит мир, князем которого он является. Ибо диавол господствует над теми, кто любит временные блага, находящиеся в видимом мире; не так, чтобы он сам являлся повелителем мира сего, но князем тех вожделений, которыми [люди] вожделеют всего преходящего; так, что ему преданы те, кто пренебрегают вечным Богом и любят непрочное и переменчивое: «Ибо корень всех зол есть алчность (cupiditas) , которой предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:10). Чрез это вожделение диавол царствует в человеке и удерживает его сердце. Таковы все те, кто любит этот мир. Диавол изгоняется вон, когда от всего сердца отрекаются от мира. Ибо именно так отрекаются от диавола, князя мира сего, отрекаясь от его соблазнов, от его роскоши и его ангелов. Поэтому и Сам Господь, носящий уже побеждающее человеческое естество, говорит: «Знайте, что Я победил мир» (Ин.16:33).

Каким образом побеждается зло?

Многие скажут: «Как же мы можем победить диавола, которого не видим?» Но мы имеем Учителя, Который соблаговолил показать нам, как побеждаются невидимые враги. Именно о Нем говорит апостол: «Совлекшись плоти (exucns se carne), верно подверг позору начальства и власти, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15). Ибо там побеждаются враждебные нам невидимые власти, где побеждаются невидимые страсти. И если мы в нас самих побеждаем вожделения к вещам временным, то необходимо побеждаем и того, кто чрез эти вожделения царствует в человеке. Ведь когда диаволу было сказано: «будешь есть прах», то сказано было и грешнику: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Быт.3:14,19). В пищу диаволу дан грешник. Мы не будем прахом, если не захотим быть пищей змея. Ведь подобно тому, как употребляемое нами в пищу мы превращаем в наше тело, так что пища перерабатывается в то, чем мы телесно являемся, так и чрез дурные нравы, посредством злобы, гордости и нечестия каждый делается тем, что есть диавол, то есть подобным ему, и подчиняется ему подобно тому, как наше тело подчинено нам. Это и имеется в виду под словами «быть пищей змея». Итак, каждый, кто боится «огня, уготованного диаволу и ангелам его» (Мф.25:41), пусть приложит усилия, чтобы победить его в себе самом. Ибо нападающих на нас извне мы побеждаем внутренне, побеждая похоти, чрез которые они властвуют над нами. Подобных же себе они вместе с собою увлекают в муки…

Служение Богу приятно

Если мы не способны на это, пока, «водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2Кор.5:6), то вкусим хотя бы как благ Господь» (Пс.33:9), ибо Он «дал залог Духа в сердца наши» (2Кор.1:22), дабы в Нем вкусили мы Его сладость и возжелали Сам Источник жизни, чтобы в трезвом опьянении (sobria ebrietate) им напиться и в него погрузиться, «как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет» (Пс.1:3). Ибо Дух Святой говорит: «Сыны человеческие в покрове крыл Твоих будут надеяться, напьются от обилия дома Твоего и из потока сладостей Твоих Ты напоишь их» (Пс.35:8-10). Такое опьянение не помрачает духа, но возносит его горе и дарует забвение всего земного. О, если бы и мы могли сказать в полноте чувства: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс.41:2).

Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога

Если же из-за душевных недугов, приключившихся по причине любви к миру сему мы не способны вкусить, как благ Господь, будем верить Божественному авторитету, явленному в Священных Писаниях о Его Сыне, «Который родился от семени Давидова по плоти» (Рим.1:3), как говорит Апостол. Ибо «все чрез Него начало быть, – как написано в Евангелии, – и без Него ничто не начало быть» (Ин.1:3). Он умилосердился над нашей слабостью, приключившейся с нами не делом [рук] Его, а по нашей воле. Ибо «Бог создал человека нетленным» (incxterminabilem, Прем. 2:23) и наделил его свободной волей. Ведь он не был бы совершенен, если бы служил заповедям Божиим по необходимости, а не но воле. То, чего не хотят понять оставившие кафолическую веру и хотящие называться христианами, как я полагаю, просто для понимания. Ибо если они с нами признают, что природа паша исцеляется не иначе, как совершением добра, пусть признают, что заболевает она не иначе, как совершением греха. Не должно думать, что наша душа есть Бог, ибо если бы это было так, то ни по своей воле, ни по необходимости она не смогла бы подвергнуться порче; ведь Бог совершенно неизменен, что непонятно для тех, кто в духе соперничества, зависти и суетной славы любят говорить о том, чего не знают, но понятно тем, кто в христианском смирении «в благости мыслят о Господе и в простоте сердца ищут «Его» (Прем.1:1). Итак, эту нашу слабость воспринять соблаговолил Сын Божий, «и Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин.1:14). Не потому, что Его вечность изменилась, а потому что изменчивым человеческим очам Оно явило изменчивое творение, которое Оно восприняло в неизменном величии

Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном

Но есть глупцы, которые говорят: «Не могла ли Премудрость Божия освободить человека иначе, как восприняв на Себя, родившись от жены и перенеся все страдания от грешников?» Наш ответ таков: Конечно, могла, но если бы и поступила иначе, то и это не понравилась бы вашему тупоумию. Если бы Она не явилась пред очами грешников, то, конечно же, Ее вечный свет, видимый внутренними очами, не мог бы быть виден падшим разумом. Теперь же, соблаговолив преподать нам наставление видимым образом, чтобы приготовить к восприятию вещей невидимых, Он раздражает алчных тем, что не имел тела из золота, раздражает невоздержных тем, что родился от жены (ибо невоздержные ненавидят женщин за зачатие и рождение), раздражает гордых, ибо терпеливо перенес оскорбления, раздражает изнеженных, ибо распят, раздражает робких, ибо умер. Но чтобы не создать впечатление, что они защищают свои пороки, они утверждают, что недовольны не тем, что это относится к человеку, но к Сыну Божию. Они не понимают, что есть Божественная вечность, воспринявшая человека, а что есть человеческая тварь, призванная из [всей] своей изменчивости в первозданную мощь, чтобы мы научились, наученные Самим Господом, что немощи, приобретенные во грехе, могут быть исцелены праведной жизнью. Действительно, Он показал нам, до какой слабости дошел человек по своей вине, и от какой слабости освобождается он Божественной помощью. Вот почему Сын Божий воспринял человека и в нем претерпел человеческое. Это врачевство человеков столь велико, сколь невозможно и помыслить. Ибо как еще исцелить гордыню, если не смирением Сына Божия? Как еще исцелить жадность, если не бедностью Сына Божия? Как еще исцелить гневливость, если не терпением Сына Божия? Как еще исцелить нечестие, если не любовью Сына Божия? И наконец, как еще исцелить страх, если не телесным воскресением? Да воспрянет в надежде род человеческий и да познает свою природу, да увидит, сколь высокое место занимает он среди творений Божиих. Не презирайте самих себя, мужи: Сын Божий мужа воспринял. Не презирайте самих себя, жены: Сын Божий от жены родился. Однако не любите плотское, ибо в Сыне Божием мы не суть ни мужеский пол, ни женский. Не любите временное, ведь если бы добром было любить это, любил бы его человек, воспринятый Сыном Божиим. Не бойтесь оскорблений, креста и смерти, ведь если бы могло это повредить человеку, этого не претерпел бы человек, воспринятый Сыном Божиим. Все это благовестие (hortatio), уже повсюду проповедуемое, повсюду почитаемое, исцеляющее всякую послушную душу, не распространилось бы в человеческом обществе (in rebus humanis), если бы не осуществилось все то, что [столь] не нравится этим худшим из безумцев. Кому еще из людей соизволит подражать порочная суетность, чтобы придти к пониманию добродетели, если стыдится и краснеет она подражать тому, о Ком прежде рождения было сказано: «наречется Сыном Всевышнего» (Лк.1:32), и о Ком ныне все народы возвещают, что Он – Сын Всевышнего. Отрицать этого никто не в силах. Если мы многое мыслим о самих себе, да соблаговолим подражать Тому, Кто именуется Сыном Всевышнего. Если мы мыслим о себе немногое, да дерзнем подражать рыбакам и мытарям, подражавшим Ему. О, врачевство, всем полезное, всякое воспаление снимающее, всякую немощь укрепляющее, всякое излишество отсекающее, все необходимое сохраняющее, все развращенное исправляющее! Кто еще восстанет против Сына Божия? Кто придет в отчаяние, когда Сын Божий за нас восхотел смириться? Кто назовет блаженством то, что презирать нас научил Божий Сын? Каким превратностям уступит тот, кто верит, что в Сыне Божием природа человеческая устояла против таких преследований? Кто помыслит, что Царство Божие для него закрыто, зная, что Сыну Божию последовали (imitatos esse) мытари и блудницы (ср.: Мф. 21:31)? От какого злодейства не будет храним тот, кто созерцает, любит и последует сказанному и совершенному тем человеком, в Котором Сын Божий даровал нам пример жизни?

Тропарь,

глас 4:

Сердцем всем Христу последуя, святителю Августине, словом и делом истину запечатлел еси и ересей злочестивых явился еси неленостный искоренитель, молися выну ко святей Троице, да спасет души наша.

Кондак,

глас 4:

Непоколебиме столпе Церкви Вселенския на недвижимем камени веры основанный, догмат православия нелестный учителю и покаяния велегласный проповедниче, запечатлителю истины, прехвальне Августине, святителю Христов.

Молитва блаженному Августину, епископу Иппонийскому

О, преславный Христов святителю, Вселенския Церкви похвало и учителю богомудрый, православия наставниче и покаяния проповедниче, блаженне Августине! Призри с горних высот на нас недостойных, ищущих твоей помощи и милосердия: умоли Владыку всяческих, Емуже на земли всем житием твоим служил еси, да дарует нам неуклонное хранение неповрежденныя правыя веры, юже от Господа чрез учеников Его прияли есмы, да поможет запечатлевати ю делы любви и милосердия, и да споспешествует нам во благих наших начинаниях; защити ны от злобных навет вражиих и помози всем нам твоим ходатайством улучити Царствие Небесное, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе пред лицем Всемилосерднаго Бога в Троице покланяемаго и славимаго во вся веки веков. Аминь.

День памяти: 28 июня.

 

По материалам сайта:

http://azbyka.ru/days/sv-avgustin-blazhennyj

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.