Мученик Никифор Зайцев

Житие

Му­че­ник Ни­ки­фор ро­дил­ся 23 мар­та 1884 го­да в де­ревне Пуп­ки Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Пет­ра Кон­стан­ти­но­ви­ча и Мар­фы Со­зон­тов­ны Зай­це­вых. Ни­ки­фор окон­чил сель­скую шко­лу, с дет­ства тя­нул­ся к про­све­ще­нию и был че­ло­ве­ком весь­ма на­чи­тан­ным; бу­дучи тру­до­лю­би­вым, он имел и креп­кое хо­зяй­ство, что при со­вет­ской вла­сти на­влек­ло на него мно­гие бе­ды.
Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ни­ки­фор был при­зван в ар­мию, но, как че­ло­век зре­ло­го воз­рас­та, из за­пас­ных, он был по­слан слу­жить в обо­зе. Вер­нув­шись до­мой, он сно­ва за­нял­ся кре­стьян­ским хо­зяй­ством. Ве­ру­ю­щий че­ло­век и по­сто­ян­ный при­хо­жа­нин хра­ма, он со­сто­ял чле­ном цер­ков­ной два­дцат­ки и пел на кли­ро­се, был неиз­мен­ным участ­ни­ком крест­ных хо­дов и мо­леб­нов, при­зы­вал и од­но­сель­чан мо­лить­ся Бо­гу и хо­дить в цер­ковь, не об­ра­щая вни­ма­ния на го­не­ния. Знав­шие Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча сви­де­тель­ство­ва­ли о нем, что он был че­ло­ве­ком глу­бо­ко цер­ков­ным и без­упреч­ной нрав­ствен­но­сти, про­тив­ни­ком пьян­ства и без­от­каз­ным по­мощ­ни­ком. Во вре­мя мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции он, хо­тя и не был со­гла­сен с тем, как она про­во­ди­лась, все же всту­пил в кол­хоз. Он при­вык в сво­ем хо­зяй­стве к раз­ме­рен­ной ра­бо­те, рас­счи­тан­ной на длин­ный кре­стьян­ский день, и был несо­гла­сен с тре­бо­ва­ни­я­ми чрез­вы­чай­щи­ны, ко­гда мно­гое на­чи­на­ет де­лать­ся, при невоз­мож­но­сти быст­ро­го ис­пол­не­ния, на­по­каз. Бы­ва­ло, пред­се­да­тель кол­хо­за начнет под­го­нять, го­во­рить, что на­до быст­рей ра­бо­тать, и да­же по­ка­жет, как это, на­при­мер, быст­рей на­до жать, но Ни­ки­фор Пет­ро­вич, как че­ло­век мно­го­опыт­ный и в то вре­мя уже немо­ло­дой, сте­пен­но на это от­ве­тит: «Ты сей­час толь­ко по­ра­бо­тал, а мне це­лый день ра­бо­тать, и я так не смо­гу». В кол­хо­зе он ни­ко­гда не на­чи­нал ра­бо­тать не по­мо­лив­шись, что, есте­ствен­но, не нра­ви­лось пар­тий­но­му на­чаль­ству.
На­сту­пи­ли го­не­ния 1937 го­да, ко­гда сно­ва, как в 1930 го­ду, ста­ли уни­что­жать­ся кре­стьяне и ис­поль­зо­вал­ся лю­бой по­вод для их аре­ста и осуж­де­ния. Ни­ки­фор Пет­ро­вич был че­ло­ве­ком ве­ру­ю­щим – и это бы­ло вполне до­ста­точ­но для аре­ста; 23 сен­тяб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске.
В ка­че­стве сви­де­те­лей бы­ли до­про­ше­ны пред­се­да­тель и сек­ре­тарь сель­со­ве­та и один из кол­хоз­ни­ков. Они по­ка­за­ли, что Ни­ки­фор Зай­цев, за­го­ва­ри­вая о рас­стре­ле Ту­ха­чев­ско­го и дру­гих, го­во­рил, что зря рас­стре­ли­ва­ют: «Смот­ри­те, ка­кое вре­мя – брат бра­та рас­стре­ли­ва­ет». Ко­гда ле­том 1937 го­да на со­бра­нии го­во­ри­лось о лю­дях, ме­ша­ю­щих ра­бо­те в кол­хо­зе, «Зай­цев под­нял­ся и крик­нул: “Гра­бят на­яву, все за­би­ра­ют, а еще до­ка­зы­ва­ют...” хлоп­нул две­рью и ушел». «Зай­цев про­тив под­пис­ки на зай­мы... Зай­цев ярый ре­ли­ги­оз­ник, все вре­мя хло­по­чет о ре­мон­те церк­ви, у се­бя до­ма в дни ре­ли­ги­оз­ных празд­неств устра­и­ва­ет мо­леб­ны и пес­но­пе­ния... во вре­мя ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи уго­ва­ри­вал кол­хоз­ни­ков устро­ить ше­ствие с ико­на­ми го­во­ря им, что яко­бы но­вая кон­сти­ту­ция раз­ре­ша­ет де­лать это. В этом го­ду при об­суж­де­нии во­про­са об ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де Зай­цев за­явил: “Свя­тое Пи­са­ние – это ис­тин­ная прав­да, а все осталь­ное – ан­ти­хри­сто­во вра­нье”. Зай­цев по­ет на кли­ро­се в церк­ви». «В сво­ем до­ме Зай­цев устро­ил це­лый ико­но­стас и каж­дый ве­чер устра­и­ва­ет пес­но­пе­ние пе­ред ико­на­ми, при­чем по­ет на­столь­ко гром­ко, что его слы­шит вся ули­ца. На кол­хоз­ной ра­бо­те Зай­цев по­ка­зал се­бя ло­ды­рем, ред­ко вы­хо­дит на ра­бо­ту, а ко­гда вы­хо­дит, так боль­ше мо­лит­вы по­ет». «Зай­цев яв­ля­ет­ся ярым цер­ков­ни­ком и пер­вым хо­да­та­ем по цер­ков­ным де­лам... Кол­хоз­ни­кам го­во­рит, что нуж­но ве­рить толь­ко Еван­ге­лию, а все, мол, осталь­ное, в том чис­ле и кол­хо­зы, – это “ан­ти­хри­сто­вы де­ла”. На гос­зай­мы Зай­цев ни­ко­гда не под­пи­сы­ва­ет­ся, за­яв­ляя, что он про­тив по­мо­щи ан­ти­хри­сту. Зай­цев го­судар­ствен­ные по­став­ки на­зы­ва­ет гра­би­лов­кой».

Сле­до­ва­тель, вы­звав Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча на до­прос, за­явил:

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы име­е­те тес­ную связь со слу­жи­те­лем ре­ли­ги­оз­но­го куль­та... ко­то­рый ча­сто по­се­ща­ет ваш дом; при встре­чах с ним ве­де­те раз­го­во­ры на по­ли­ти­че­ские те­мы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Да, дей­стви­тель­но, свя­щен­ник по­се­ща­ет мой дом – при­хо­дит в ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки с мо­леб­ном, по­сле мо­леб­на я устра­и­вал для него чай… Вел я со свя­щен­ни­ком раз­го­во­ры, как об­сто­ит де­ло у нас с убор­кой уро­жая. Раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы я с ним ни­ко­гда не вел.

– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди од­но­сель­чан за­ни­ма­е­тесь контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей. След­ствие пред­ла­га­ет дать по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ци­ей я ни­ко­гда не за­ни­мал­ся.
– След­ствию из­вест­но, что вы в июне 1937 го­да при про­ра­бот­ке по­ста­нов­ле­ния пра­ви­тель­ства «О льго­тах кол­хоз­ни­кам по зер­но­по­став­кам» вы­сту­пи­ли сре­ди кол­хоз­ни­ков с гнус­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной кле­ве­той на пар­тию и пра­ви­тель­ство и утвер­жда­ли, что это по­ста­нов­ле­ние яв­ля­ет­ся об­ма­ном кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Та­ких слов я не го­во­рил; это про ме­ня ска­за­ли по­то­му, что сей­час в Со­вет­ском Со­ю­зе боль­шин­ство лю­дей кле­вет­ни­ки, ко­то­рые кле­ве­щут из-за пу­стя­ков на лю­дей. По мо­им убеж­де­ни­ям та­кое зло раз­ве­лось по­то­му, что не ста­ло хри­сти­ан­ской ве­ры, мо­ло­дежь не вос­пи­ты­ва­ет­ся в ду­хе хри­сти­ан­ско­го уче­ния о мо­ра­ли.

– След­ствию из­вест­но, что в сво­их раз­го­во­рах с кол­хоз­ни­ка­ми вы под­дер­жи­ва­ли из­вест­ных контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Мои лич­ные убеж­де­ния по это­му во­про­су та­ко­вы: эти лю­ди бы­ли ум­ны­ми людь­ми, но они сде­ла­ли дур­но, что вме­сто про­па­ган­ды сво­их идей по­шли на из­ме­ну. Ес­ли бы они не из­ме­ни­ли, а про­па­ган­ди­ро­ва­ли свои идеи, я при­вет­ство­вал бы их. Я не со­гла­сен так­же с тем, что их рас­стре­ля­ли, и счи­таю это же­сто­кой ка­рой.

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив кол­хо­зов и на­зы­ва­е­те их ан­ти­хри­сто­вым пред­при­я­ти­ем. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Кол­хо­зы вещь хо­ро­шая, но на­род не под­го­тов­лен к об­ще­ствен­ной ра­бо­те, и по­то­му в кол­хо­зах нет со­гла­со­ван­но­сти в ра­бо­те. Я еще в пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции пред­ла­гал не то­ро­пить­ся с со­зда­ни­ем кол­хо­зов, а спер­ва со­здать по­ка­за­тель­ные кол­хо­зы, чтобы лю­ди убе­ди­лись в их пре­иму­ще­ствах, и по­том уже стро­ить кол­хо­зы в мас­со­вом по­ряд­ке.

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив го­судар­ствен­ных по­ста­вок, на­зы­вая их гра­би­лов­кой. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Нет, я про­тив го­судар­ствен­ных по­ста­вок не вы­сту­пал.

– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы вы­сту­па­е­те про­тив го­судар­ствен­ных зай­мов. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Нет, про­тив го­судар­ствен­ных зай­мов я не вы­сту­пал.

– След­ствию из­вест­но, что вы хо­да­тай­ство­ва­ли о раз­ре­ше­нии свя­щен­ни­ку хож­де­ния с ико­на­ми по до­мам граж­дан в дни ре­ли­ги­оз­но­го празд­ни­ка Пас­хи и под­го­ва­ри­ва­ли на это кол­хоз­ни­ков. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.

– Мне свя­щен­ник объ­яс­нил, что сей­час в кон­сти­ту­ции ска­за­но, что мы име­ем пра­во устра­и­вать ше­ствие с ико­на­ми без вся­ких раз­ре­ше­ний мест­ной вла­сти... Свя­щен­ник хо­дил по де­ревне с Еван­ге­ли­ем и кре­стом. Свя­щен­ник мне по­ка­зал кни­гу и го­во­рит: «Вот я на вся­кий слу­чай в кар­мане но­шу кон­сти­ту­цию, чтобы при при­дир­ках сель­со­ве­та по­ка­зать им ту гра­фу, в ко­то­рой раз­ре­ша­ет­ся со­вер­шать эти об­ря­ды».

– Кто еще кро­ме вас при­дер­жи­ва­ет­ся ва­ших взгля­дов в ва­шем се­ле?

– Мо­их взгля­дов при­дер­жи­ва­ет­ся моя же­на Ма­рия Иг­на­тьев­на. У ме­ня до­ма ча­сто бы­ва­ет свя­щен­ник, и мы с ним ве­дем раз­го­во­ры на ре­ли­ги­оз­ные те­мы. Я сам со­сто­ял чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и пел на кли­ро­се.

– На ка­кие те­мы вы ве­ли раз­го­во­ры со свя­щен­ни­ком?

– Мы раз­го­во­ры ве­ли толь­ко на ре­ли­ги­оз­ные те­мы.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и Ни­ки­фо­ра Пет­ро­ви­ча пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 11 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ский ка­нал на стан­цию Мед­ве­жье­горск. По­сле то­го как ра­бо­ты здесь ста­ли сво­ра­чи­вать­ся, Ни­ки­фор Пет­ро­вич был от­прав­лен в Кар­го­поль­лаг в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, ку­да он при­был 28 июля 1941 го­да. В ла­ге­ре ему при­шлось пле­сти ры­бо­лов­ные се­ти.
Ни­ки­фор Пет­ро­вич Зай­цев скон­чал­ся 21 мая 1942 го­да в Кар­го­поль­ла­ге и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Цитаты из статьи С. Худиева «Зачем спасать мучеников?»

Для нас слово “мученичество” – это что-то далёкое, что-то из житий древних и новых святых, пострадавших, когда нас ещё не было на свете. Что-то вызывающее отстраненное уважение – да, люди пострадали за Христа, и мы их глубоко почитаем, но все это где-то в другом времени и пространстве, не с нами. Мы живём в другую эпоху, когда ходить в Церковь, открыто исповедовать себя христианином – все это совершенно безопасно. Старые храмы полны народа, строятся новые, Церковь окружена почётом и уважением.

Но действительно ли мы живем в другую эпоху? Нам просто повезло оказаться в безопасности. Наше время – это время чрезвычайно масштабных гонений на христиан. Настолько масштабных, что даже европейский Парламент официально употребляет слово “геноцид”. Сотни тысяч, даже миллионы людей подвергаются всевозможным насилиям и мучениям, принимают тяжкие смерти, или, в лучшем случае, вынуждены бежать из своих домов куда глаза глядят – только потому, что они называются именем Христовым.

Это происходит в землях, которые более всех имеют право назваться исконно христианскими – там, где впервые прозвучала проповедь Апостолов, там, где были основаны первые Церкви. Ближний Восток, Сирия, Ирак… Христиане жили там буквально с первого века. Потом регион стал преобладающе мусульманским, христиане и мусульмане столетиями жили бок о бок. Теперь эта двухтысячелетняя история подходит к концу – христианство в регионе подвергается целенаправленному уничтожению…

Мы постоянно слышим о том, как в том или ином случае христианам предлагают отречься от веры, чтобы спасти свою жизнь – они отказываются и погибают под ножами убийц. Нередко сами злодеи снимают сцены кровавых расправ, чтобы похвалиться ими на весь мир…

Мы не сомневаемся в эсхатологическом торжестве Правды Божией. Мученики водворяются на небесах, в безграничной радости и славе Господа нашего Иисуса Христа. Как они разделили Его страдания, так и Он разделит с ними Свою славу. Их страшные раны обратятся в небесные венцы, временные скорби – в вечное ликование…

Стоит обсудить другое – каковы обязанности верующих людей в свете происходящего? Должны ли мы за них радоваться, как за обретших мученический венец? А если – да, то должны ли заботиться об их спасении от рук преследователей?..

Церковь – не государство, она не может и не должна действовать вооруженной рукой.

Но у духовных лидеров есть кафедра, с которой они обращаются к своей пастве и ко всему миру.

Кому-то может показаться, что это всего лишь слова, заявления, которые звучат хорошо, но ничего не меняют в реальности. Это не так. Слова способны привлечь внимание, а это внимание стоит очень многого. Решения, которые принимают мировые лидеры, зависят от многих факторов – но, среди прочего, и от общественного мнения. Политика в современном мире устроена таким образом, что никто не станет заниматься проблемой, которую не продвигают в центр общественного внимания путём сознательных и обдуманных усилий. Никто не вспомнит о судьбе тех, о ком некому напоминать. Мир не станет сочувствовать тем, кто страдает или терпит несправедливость – пока кто-то не позаботится о том, чтобы привлечь его внимание. Можно огорчаться несправедливостью такого положения дел – но удивляться тут нечему. Ресурсы человеческого внимания ограничены, как ограничено телевизионное время и место на первых страницах новостных сайтов. Чтобы в центр общественного внимания попали эти, а не другие новости, кто-то должен сделать именно такой выбор.

Тропарь,

глас 4:

Мученик Твой, Господи, Никифоре, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Кондак,

глас 2:

Звезда светлая явился еси, / непрелестная мирови, / Солнца Христа возвещающи, / зарями Твоими, страстотерпче Никифоре, / и прелесть погасил еси всю, / нам же подаеши свет, / моляся непрестанно о всех нас.

Дни памяти: 21 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

 

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/days/sv-nikifor-zajcev

http://www.pravoslavie.ru/90600.html

 

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.