Священномученик Зинон Веронийский, епископ

Житие

Свя­щен­но­му­че­ник Зи­нон, епи­скоп Ве­ро­ний­ский, был ро­дом грек и про­ис­хо­дил из Си­рии. С юно­ше­ских лет он при­нял мо­на­ше­ство и тру­дил­ся над изу­че­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Стран­ствуя по мо­на­сты­рям, свя­той при­шел в го­род Ве­ро­ну и по­се­лил­ся там. Жи­те­ли из­бра­ли его епи­ско­пом сво­е­го го­ро­да.

Пра­вив­шие то­гда им­пе­ра­то­ры Кон­стан­ций (353–361) и Ва­лент (364–378) по­кро­ви­тель­ство­ва­ли ари­ан­ской ере­си, осуж­ден­ной на I Все­лен­ском Со­бо­ре в 325 го­ду. При их под­держ­ке ари­ане на­ча­ли го­не­ния на пра­во­слав­ных. Свя­ти­тель Зи­нон му­же­ствен­но пе­ре­но­сил от ере­ти­ков все при­тес­не­ния. В сво­их про­по­ве­дях и по­сла­ни­ях он твер­до от­ста­и­вал пра­во­слав­ное уче­ние о Гос­по­де Иису­се Хри­сте как Еди­но­род­ном Сыне Бо­жи­ем, Рож­ден­ном от От­ца преж­де всех век. Свя­ти­тель Зи­нон на­пи­сал 16 про­стран­ных и 77 крат­ких по­уче­ний и на­став­ле­ний. Скон­чал­ся он око­ло 260 го­да.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Двое­слов рас­ска­зы­ва­ет о чу­де, со­вер­шив­шем­ся в 558 го­ду в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Зи­но­на. Вес­ной в Ита­лии бы­ло силь­ное на­вод­не­ние. Ре­ка Тибр вы­шла из бе­ре­гов и за­то­пи­ла окрест­но­сти; раз­ли­лась и ре­ка Ате­сис, про­те­кав­шая воз­ле Ве­ро­ны. Во­да до­стиг­ла хра­ма, вы­стро­ен­но­го во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Зи­но­на, и под­ня­лась до са­мых окон церк­ви. Две­ри хра­ма бы­ли от­кры­ты, но во­да не устре­ми­лась в них, а оста­но­ви­лась сте­ной, не по­вре­див церк­ви.

Цитаты из творений:

Надежда, вера и любовь составляют основание Христианскаго совершенства и так тесно связаны между собою, что одна без другой быть не могут… Христианин, желающий быть совершенным, должен положить в основание строения своего совершенства сии три добродетели: если которой-нибудь из них не будет доставать у него, подвиг его не увенчается совершенством. И прежде всего нам необходима надежда на будущее, без которой не может стоять и самое настоящее, временное. Уничтожьте надежду, — и все человеческое оцепенеет в человечестве. Уничтожьте надежду, — и все искусства и добродетели упразднятся. Уничтожьте надежду, — и все погибнет. Станет ли дитя учиться, если не будет питаться надеждою на плоды учения? Что заставит мореплавателя вверить свое судно морю, если не будут манить его выгода и надежная пристань? Станет ли воин пренебрегать непогодами зимними и летними жарами, станет ли он не дорожить самим собою, если не будет одушевляться надеждою получить за то славу? Что побудит земледельца сеять семена, если отнять у него надежду на жатву, как на награду за его труды? Станет ли Христианин верить во Христа, если не будет верить, что некогда наступит обещанное ему Спасителем вечное блаженство?

Но хотя все чаяния надежды относятся к будущему; не смотря на то, она подчинена вере: надежда от веры. Где нет веры, там нет и надежды; вера есть основание, корень надежды, а надежда — слава, венец веры; потому что награда, которой ожидает надежда, заслуживается верою, и вера хотя за надежду сражается, впрочем плодами победы сама пользуется.

Так, верою, братие, Енох заслужил то, что, вопреки законам природы, переселен вместе с телом на небо. Верою Ной спасся от потопа, после котораго, вышед из ковчега, он никого, кроме своих домашних, не нашел, кому бы мог сказать, что был потоп. Верою Авраам стал другом Божиим. Верою Исаак прославился (Евр. 11). Вера укрепляла Иакова в борьбе с Богом (Быт. 32). Верою Иосиф стал господином Египта (Быт. 41). Вера сделала Моисею из вод Чермнаго моря две как бы стеклянныя стены (Исх. 14). Вера, по желанию Иисуса Навина, остановила обычный бег солнца и луны (Нав. 10). Вера безоружному Давиду дала победу над вооруженным Голиафом (1 Цар. 17). Вера не допустила Иова впасть в отчаяние среди многократных и тяжких бедствий.

Но долго было бы, братие, перечислять порознь все дела веры. Обратимся к любви, которая уже влечет нас к себе своею силою. Любовью все так проникнуто, что она, по всей справедливости, может быть названа царицею всего. Хотя вера выше многих добродетелей, и надежда дает нам много, и дары ея велики; но без любви ни надежда, ни вера не могут иметь твердости, и притом вера, если она не будет любить себя, а надежда, если ее не полюбят. Присовокупите еще, что вера полезна только себе одной; а любовь — всем. Присовокупите, что вера не туне воинствует; а любовь помогает даже неблагодарным туне. Присовокупите, что вера одного невменяется другому; а любовь простирается, мало сказать, на другое лицо, — она распростирается на целый народ. Присовокупите, что вера свойственна немногим; а любовь — всем. Присовокупите, что надежда и вера временны; а любовь вечна, безпрерывно возрастает, и чем больше вверяются ей любящие ее, тем обильнее она наполняет их собою. Любовь любит не за лицо, потому что она не знает лицеприятия; не за отличия почетныя, потому что она не честолюбива; не за пол, потому что оба пола, и мужеский и женский, для нея один пол; не по временам только, потому что она неизменяема. Любовь не завидует, потому что не знает, что такое зависть; не гордится, потому что любит смирение; не мыслит зла, потому что простосердечна; не раздражается, потому что охотно, как бы с любовию принимает обиды; не обманывает, потому что она страж веры; ни в чем не нуждается, потому что довольствуется тем, что есть у ней. Она держит в согласии и мире села, города и народы. Она делает, что мечи покойно висят при бедрах царей, не обнажаются на пролитие крови. Она преследует и теснит войны, уничтожает ссоры, разрушает права, разделяющия людей и поддерживающия самолюбие и гордость, смягчает строгость правосудия, искореняет ненависть и погашает гнев.

О надежде, вере и любви

Иов, по моему мнению, был образом Спасителя нашего Иисуса Христа. Сравнение объяснит нам эту истину. Иов был праведен. Спаситель наш есть сама правда, источник нашей праведности; потому что о Нем предречено было: «се день грядет горящ яко пещь, ...и возсияет ...Солнце правды» (Мал. 4:1-2). Иов был истинен. Господь наш есть подлинная, совершенная истина. «Аз есмь, – говорит Он, – путь и истина и живот» (Иоан. 14:6). Иов был богат. Но чье богатство может сравниться с богатством Господа нашего, которому принадлежит вся вселенная, по свидетельству блаженнейшего Давида: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Псал. 23:1)? Притом все богачи не больше, как слуги и управители Его, Господа нашего. Иов три раза был искушаем диаволом1. Подобным образом, по свидетельству Евангелиста, трижды же искушал диавол и Господа нашего (Матф. 4:1-11). Иов, лишенный всего своего имения, обнищал. Господь наш, по любви к нам снисшедши на землю и оставив небо со всеми его благами, также обнищал, чтобы нас обогатить. Дети Иова были умерщвлены рассвирепевшим диаволом. Дети Господа нашего — пророки были побиты безумным фарисейским народом (Лук. 13:34; Деян. 7:52). Иов поражен был язвами. Господь наш, приняв на себя плоть нашу и грехи всего человеческого рода, вместе с тем принял все нечистоты и язвы греховные. Иова увещавала жена его впасть в тяжкий грех. Господа нашего убеждала синагога следовать испорченным древним преданиям иудейским. На Иова нападали друзья его. На Господа нашего преимущественно пред всеми восставали первосвященники и книжники, которые должны бы были особенно чтить Его и быть Его друзьями. Иов, пораженный проказою, точимый червями, сидел на пепле вне города. Господь наш, принявший на себя все греховные язвы всего рода человеческого, обращался в этом нечистом мире среди людей, исполненных пороков и кипевших похотями, которые, как черви, точили Его и наконец предали Его позорной смерти вне города. – Иов непобедимый своим терпением опять приобрел и здоровье и богатство. Господь наш, победив смерть своим воскресением, даровал верующим в Него не здоровье только, но и бессмертие, и получил от Бога Отца власть и господство над всем, как сам Он засвидетельствовал, говоря; «все предано Мне Отцем Моим» (Лук. 10:22). Иов родил других детей на место погубленных диаволом. Господь наш, вместо пророков, умерщвленных беззаконным народом, также создал себе новых детей – святых Апостолов. Блаженный Иов скончался в мире. Господь наш, оставив нам мир, купленный ценою Его крови, в кроткой и мирной славе вознесся к Отцу своему, с которым Он благословен от вечности и во все веки веков.

Об Иове

Тропарь,

глас 4

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Зиноне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Иный тропарь,

глас 4

Благости научився, и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Зиноне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак,

глас 4

Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Зиноне.

День памяти: 25 апреля

 

По материалам сайта:

http://azbyka.ru/otechnik/Zenon_Veronskij/

 

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.