Священномученик Феодосий Беленький, пресвитер

Житие

Иерей Фе­о­до­сий Бе­лень­кий ро­дил­ся 23 мар­та 1885 го­да в се­ле Успен­ское Афа­на­сьев­ско­го рай­о­на Дне­про­пет­ров­ской об­ла­сти в се­мье свя­щен­ни­ка. Фе­о­до­сий окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1917 го­ду при­нял свя­щен­ный сан и до 1933 го­да слу­жил на Укра­ине.
В 1933 го­ду отец Фе­о­до­сий был аре­сто­ван и Осо­бым Со­ве­ща­ни­ем при ПП ОГПУ при­го­во­рен к трем го­дам адми­ни­стра­тив­ной ссыл­ки в Ка­зах­стан. В ссыл­ке отец Фе­о­до­сий жил в се­ле Ван­нов­ка.
По­сле от­бы­тия сро­ка он по­ехал в Ал­ма-Ату к епи­ско­пу, чтобы по­лу­чить ме­сто свя­щен­ни­ка, но ока­за­лось, что епи­скоп Ал­ма-Атин­ский Алек­сандр (Тол­сто­пя­тов) был аре­сто­ван и 3 сен­тяб­ря 1936 го­да и при­го­во­рен к 3 го­дам ИТЛ. То­гда отец Фе­о­до­сий по­ехал в Таш­кент. В Таш­кен­те от епи­ско­па отец Фе­о­до­сий по­лу­чил раз­ре­ше­ние на слу­же­ние при усло­вии, что предо­ста­вит спис­ки ве­ру­ю­щих.
О даль­ней­шей жиз­ни от­ца Фе­о­до­сия нам кое-что из­вест­но из от­рыв­ков след­ствен­но­го де­ла:
«В Таш­кен­те подыс­кал пса­лом­щи­ка Н. Шва­ро­ва, ко­то­рый был без ра­бо­ты, су­ще­ство­вал на со­бран­ные кус­ки хле­ба и день­ги, т.е. ни­щен­ство­вал…» В ян­ва­ре 1937 го­да отец Фе­о­до­сий при­е­хал на по­сто­ян­ное ме­сто жи­тель­ства с пса­лом­щи­ком Н.Шва­ро­вым в се­ло Сер­ге­ев­ка (Тюль­ку­бас­ский рай­он Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти).
Из по­ка­за­ний чле­на цер­ков­но­го со­ве­та А.Д. Алей­ни­ко­ва: «До 1930 го­да у нас в се­ле еще бы­ла цер­ковь. Вви­ду смер­ти ста­ро­сты и от­сут­ствия свя­щен­ни­ка у нас груп­па ве­ру­ю­щих рас­па­лась. Мы по­го­во­ри­ли со ста­ру­ха­ми и ве­ру­ю­щи­ми и на­пи­са­ли пись­мо бла­го­чин­но­му от­цу Сер­гию чтобы он нам при­слал свя­щен­ни­ка, и в 1936 го­ду он при­слал мне за­пис­ку, что при­шлет. Через неко­то­рое вре­мя от него при­е­хал свя­щен­ник отец Фе­о­до­сий Бе­лень­кий. Я опо­ве­стил ста­рух, и у ме­ня в до­му на­ча­ли слу­жить бо­го­слу­же­ния».
Из след­ствен­но­го де­ла: «По воз­вра­ще­нии Бе­лень­ко­го из Таш­кен­та в се­лах Сер­ге­ев­ка Ан­то­нов­ка, Бо­го­слов­ка и ст. Састю­бе Бе­лень­кий и Шва­ров на­ча­ли со­вер­шать бо­го­слу­же­ния без раз­ре­ше­ния Рай­ис­пол­ко­ма, без оформ­ле­ния спис­ков и рос­пи­сей ве­ру­ю­щих, тем са­мым Бе­лень­кий и Шва­ров ис­ка­жа­ли со­вет­скую кон­сти­ту­цию. Об­ви­ня­е­мый Бе­лень­кий по­ку­пал хо­ро­ших кон­фет, уго­щал кон­фе­та­ми де­тей-школь­ни­ков и од­новре­мен­но вел аги­та­цию сре­ди сво­их уче­ни­ков, чтобы они шли к сво­им род­ным и вме­сте с ни­ми при­хо­ди­ли к нему для кре­ще­ния, уго­ва­ри­вал де­тей хо­дить в мо­леб­ный дом на мо­ле­ние. Бе­лень­кий и Шва­ров, на­хо­дясь в вы­ше­ука­зан­ных се­лах, про­во­ди­ли бо­го­слу­же­ния».
Из по­ка­за­ний от­ца Фе­о­до­сия: «Ме­ня об­ви­ня­ют, что как буд­то бы я стал со­вер­шать бо­го­слу­же­ния без раз­ре­ше­ния, но это невер­но, по­то­му что в де­ле име­ют­ся до­ку­мен­ты Рай­о­но на пра­во со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния. Кро­ме то­го, как толь­ко я при­е­хал в Сер­ге­ев­ку, то явил­ся в сельсовет. В от­но­ше­нии де­тей – за­чем мне на­до бы­ло их уго­ва­ри­вать, ко­гда са­ми ро­ди­те­ли при­но­сят и при­во­дят де­тей и про­сят их кре­стить».
Из ма­те­ри­а­лов де­ла: «В на­ча­ле фев­ра­ля 1937 г., бу­дучи в ко­опе­ра­ции в селе Ан­то­нов­ка, яв­но вы­ска­зы­вал свое недо­воль­ство Со­вет­ской вла­стью и дис­кре­ди­ти­ро­вал во­ждя пар­тии и пра­ви­тель­ства».
Из по­ка­за­ний от­ца Фе­о­до­сия: «Да, я дей­стви­тель­но был в ко­опе­ра­ции, за­хо­дил ку­пить мы­ло и зуб­ной по­ро­шок. Го­во­рил, что вождь пар­тии учил­ся в Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был за ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность ис­клю­чен из 5-го клас­са. К че­му это го­во­рил, не пом­ню».
На су­деб­ном за­се­да­нии отец Фе­о­до­сий опро­верг все предъ­яв­лен­ные ему об­ви­не­ния, но 6 ап­ре­ля 1937 го­да На­род­ный суд Тюль­ку­бас­ско­го рай­о­на Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­рил от­ца Фе­о­до­сия к 4 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды по ста­тьям о «ху­ли­ган­стве». Од­на­ко об­ласт­ная про­ку­ра­ту­ра не со­гла­си­лась с ре­ше­ни­ем су­да и 2 июня 1937 го­да вы­нес­ла ре­ше­ние пе­ре­ква­ли­фи­ци­ро­вать де­ло по ст. 58-10 («контрреволюционная де­я­тель­ность»), что бы­ло и сде­ла­но. 4 ок­тяб­ря 1937 го­да отец Фе­о­до­сий был аре­сто­ван. Со­сто­ял­ся до­прос:
– След­ствию из­вест­но, что Вы, яв­ля­ясь адм­вы­слан­ным, и по­сле осво­бож­де­ния из ссыл­ки за­ни­ма­лись неле­галь­но ре­ли­ги­оз­ной де­я­тель­но­стью. Под­твер­жда­е­те ли Вы это? 
– Да, я это под­твер­ждаю. 
– След­ствию из­вест­но, что Вы свою ре­ли­ги­оз­ную де­я­тель­ность ис­поль­зо­ва­ли с а/с це­ля­ми. 
– С антисоветскими це­ля­ми я свою ре­ли­ги­оз­ную де­я­тель­ность не про­во­дил, каж­дый от­дель­ный со­вер­ша­е­мый мною об­ряд кре­ще­ния де­тей или бо­го­слу­же­ние со­вер­шал с со­гла­сия ро­ди­те­лей и ве­ру­ю­щих, ни­ка­ких антисоветских це­лей не пре­сле­до­вал. Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу.
От­цу Фе­о­до­сию бы­ло предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что он «хо­дил по се­лам, вел сре­ди на­се­ле­ния аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, го­во­рил на вок­за­ле на ст. Тюль­ку­бас о Со­вет­ской кон­сти­ту­ции, дис­кре­ди­ти­руя ее и во­ждей пар­тии и пра­ви­тель­ства, про­во­дил бо­го­слу­же­ния, уго­ва­ри­вал де­тей хо­дить в мо­лель­ный дом на бо­го­слу­же­ния». 4 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Фе­о­до­сия к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­до­сий был рас­стре­лян 11 ян­ва­ря 1938 го­да. Ме­сто его по­гре­бе­ния неиз­вест­но.

Цитата из творений святителя Димитрия Ростовского о высоте мученического подвига:

Насколько высока честь мученичества – это измерил Сам Сын Божий распростертыми на кресте руками. Он нашел эту честь выше всяких почестей, которые получат чины всех святых. Ибо Господь наш, приняв на Себя человеческое естество и желая плотию достигнуть Своей славы, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира» (Ин. 17:5), прошел чины всех святых. И нигде не воспринял Он эту славу, как только в мученическом чине: начав входить в него. Он тотчас воскликнул: «Ныне прославился Сын Человеческий» (Ин. 13:31).

Был Он пророком, ибо пророчествовал о пленении Иерусалима и предсказал Страшный Судный день, но прославился не в пророческом чине. Был Он и апостолом: будучи послан Отцом благовестить миру Евангелие царствия. Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие (Лк. 8:1), но не прославился Он и в апостольском чине. Он был пустынник: «Поведен был духом в пустыню» (Лк. 4:1); был постником: сорок дней постился, но ни в пустынническом и ни в постническом чине Он не прославился. Был Он преподобным, как говорит о Нем апостол: «Святой, непричастный злу, непорочный» (Евр. 7:26), но и не в этом чине Он прославился. Он был чудотворец, изгонявший бесов, исцелявший слепых, хромых, расслабленных и воскрешавший мертвых, однако не говорит Он, что был прославлен в этом чине. Когда же после Тайной вечери Он готовится к мученичеству и выходит на этот путь, тогда Он и говорит ученикам: «Ныне прославился Сын Человеческий». После же крестных страданий, явившись по Воскресении Луке и Клеопе, Он сказал: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:26). Смотри, как высоко было величие мученической чести, что даже Самому Христу через мученичество подобало войти в славу Свою.

Тропарь,

глас 4:

И нравом причастник, / и престолом наместник апостолом быв, / деяние обрел еси, Богодухновенне, / в видения восход, / сего ради слово истины исправляя, / и веры ради пострадал еси даже до крове, / священномучениче Феодосие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Иный тропарь,

глас 4:

Благости научився, и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Феодосие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак,

глас 4:

Во святителех благочестно пожив / и мучения путь прошед, / идольския угасил еси жертвы, / и поборник быв твоему стаду, богомудре. / Темже тя почитающе, тайно вопием ти: / от бед избави ны присно твоими мольбами, / отче наш Феодосие.

Дни памяти: 11 января, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

 

По материалам сайта:

http://azbyka.ru/days/sv-feodosij-belenkij

 

 

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.