Святитель Петр (Могила), митрополит Киевский

Житие

Бу­ду­щий свя­ти­тель Петр (Мо­ги­ла) ро­дил­ся 21 де­каб­ря 1596 го­да в Су­ча­ве, тре­тьим сы­ном в благоче­сти­вом се­мей­стве вы­со­ко­род­ных мол­дав­ских бо­яр Мо­ги­ла (в совре­мен­ной ру­мын­ской тран­скрип­ции – Мо­ви­лэ), ко­то­рые в то вре­мя за­ни­ма­ли гос­по­дар­ские пре­сто­лы Ду­най­ских кня­жеств. В Кре­ще­нии он был на­ре­чен в честь свя­ти­те­ля Пет­ра Мос­ков­ско­го, так как ро­дил­ся в день его па­мя­ти. Его отец Си­ме­он Мо­ги­ла был в 1600–1602 го­дах гос­по­да­рем Ва­ла­хии, а с 1606 го­да до сво­ей кон­чи­ны в 1607 го­ду – гос­по­да­рем Мол­да­вии. В 1612 го­ду Мо­ги­лам, по­сле по­ра­же­ния их Кан­те­ми­ром Мур­зою, за­няв­шим гос­по­дар­ство, при­шлось бе­жать в Поль­шу, где у них бы­ли силь­ные и бо­га­тые род­ствен­ни­ки.

Об­ра­зо­ва­ние Петр Могила по­лу­чил во Львов­ском брат­ском учи­ли­ще в стро­го пра­во­слав­ном ду­хе, враж­деб­ном унии. Про­дол­жил он свое об­ра­зо­ва­ние пу­те­ше­стви­ем за гра­ни­цу, где слу­шал лек­ции в раз­ных уни­вер­си­те­тах – в част­но­сти, вы­слу­шал курс сло­вес­ных на­ук и бо­го­сло­вия в Па­риж­ском уни­вер­си­те­те.

Петр могила слу­жил в поль­ских вой­сках и от­ли­чил­ся в бит­ве под Хо­ти­ном. Од­на­ко, ве­ро­ят­но, под вли­я­ни­ем Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иова (Бо­рец­ко­го), ре­шил оста­вить во­ен­ную служ­бу и при­нять ду­хов­ный сан. В 1625 г. Петр Могила был пострижен в монашество и был принят в братство Киево-Печерской Лавры. В то вре­мя здесь со­бра­лось нема­ло вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ных и де­я­тель­ных мо­на­хов, шел пе­ре­вод свя­то­оте­че­ских книг, со­став­ле­ние и пуб­ли­ка­ция тру­дов в за­щи­ту Пра­во­сла­вия. В та­кой сре­де он до­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние.
С бла­го­сло­ве­ния мит­ро­по­ли­та Иова и ар­хи­манд­ри­та Лав­ры За­ха­рии (Ко­пы­стен­ско­го), Петр (Могила) на свои сред­ства от­пра­вил за гра­ни­цу несколь­ко спо­соб­ных мо­ло­дых лю­дей для усо­вер­шен­ство­ва­ния в на­у­ках.
В 1627 го­ду, по кон­чине ар­хи­манд­ри­та За­ха­рии, по на­сто­я­нию уче­ных мо­на­хов Петр (Могила) был из­бран ар­хи­манд­ри­том Лав­ры. Его по­пе­че­ни­ем бы­ла об­нов­ле­на цер­ковь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­ше­ны свя­тые пе­ще­ры, воз­вра­щен под управ­ле­ние Лав­ры древ­ний Пу­стын­но-Ни­ко­ла­ев­ский мо­на­стырь, ос­но­ва­на Го­ло­се­ев­ская пу­стынь, на его счет устро­е­на бо­га­дель­ня.
Под его ру­ко­вод­ством со­сто­я­лось в 1628 го­ду осуж­де­ние «Апо­ло­гии» Ме­ле­тия (Смот­риц­ко­го).
Ар­хи­манд­рит Петр мно­го сил по­ло­жил и на ос­но­ва­ние но­во­го выс­ше­го ду­хов­но­го учи­ли­ща при Лав­ре – пер­во­го в сво­ем ро­де в во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. По воз­вра­ще­нии по­слан­ных за гра­ни­цу юно­шей он по­ста­вил их учи­те­ля­ми, а так­же взял уче­ных из Львов­ско­го брат­ства. Ор­га­ни­зо­вал в Лав­ре пер­вое об­ще­жи­тие для бед­ных уче­ни­ков, дав для со­дер­жа­ния учи­ли­ща несколь­ко де­ре­вень из сво­е­го име­ния и Лавр­ских во­ло­стей. Но­вое учи­ли­ще «для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных на­ук на гре­че­ском, сла­вян­ском и ла­тин­ском язы­ках» от­кры­лось в 1631 го­ду. Вско­ре, ко­гда Киевское братство признало его блю­сти­те­лем и опе­ку­ном сво­ей шко­лы и под­чи­ни­ло ее ис­клю­чи­тель­но вла­сти Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха, архимандрит Петр со­еди­нил свою Лавр­скую шко­лу с существовавшей ранее брат­ской. Это де­ло бла­го­сло­ви­ли пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ки­рилл (Лу­карь), мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Ис­а­ия (Ко­пин­ский-Бо­ри­со­вич), пись­мен­но одоб­ри­ли пра­во­слав­ные епи­ско­пы и знат­ней­шее ду­хо­вен­ство и Лавр­ское брат­ство.
К то­му вре­ме­ни поль­ский пре­сто­ло­на­след­ник ко­роле­вич Вла­ди­слав по­ка­зал се­бя го­то­вым дать пра­во­слав­ным пра­во ле­галь­но­го су­ще­ство­ва­ния, вы­ра­бо­тав со­от­вет­ствен­ный за­ко­но­про­ект в ко­мис­сии сей­ма. Ар­хи­манд­рит Петр, на­хо­див­ший­ся то­гда в Вар­ша­ве, пи­сал от­ту­да ко всем рус­ским, чтоб они не со­гла­ша­лись на при­ня­тие из­ло­жен­ных в про­ек­те усло­вий, и убеж­дал их вос­поль­зо­вать­ся вы­бор­ным сей­мом для до­сти­же­ния пол­но­го удо­вле­тво­ре­ния тре­бо­ва­ний. Ко­гда при­шёл сейм, на ко­то­ром Вла­ди­слав был 8 но­яб­ря 1632 го­да из­бран ко­ро­лём, бы­ли при­ня­ты но­вые усло­вия уза­ко­не­ния Пра­во­сла­вия, по ко­то­рым в пер­вый раз по­сле за­клю­че­ния Брест­ской унии в Ре­чи Поспо­ли­той бы­ло на го­судар­ствен­ном уровне тор­же­ствен­но при­зна­но су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­ной Ки­ев­ской мит­ро­по­лии и че­ты­рех епар­хий. Од­ним из усло­вий ле­га­ли­за­ции Пра­во­слав­ной Церк­ви бы­ло от­ре­ше­ние мно­гих преж­де из­бран­ных епи­ско­пов и вы­бор но­вых. То­гда же на сей­ме мит­ро­по­лит Ис­а­ия был объ­яв­лен ли­шен­ным са­на и пра­во­слав­ные де­ле­га­ты из­бра­ли но­вым мит­ро­по­ли­том Пет­ра (Мо­ги­лу), с со­хра­не­ни­ем за ним Лавр­ско­го ар­хи­манд­рит­ства. Это бы­ло сде­ла­но в усло­ви­ях но­вой вой­ны с Мос­ков­ским го­су­дар­ством, в ко­то­рой Вла­ди­слав нуж­дал­ся в под­держ­ке пра­во­слав­но­го рус­ско­го на­се­ле­ния Ре­чи Поспо­ли­той, а преж­няя пра­во­слав­ная иерар­хия, пе­ре­нес­шая тя­го­ты го­не­ний про­тив пра­во­сла­вия в Ре­чи Поспо­ли­той, скло­ня­лась на сто­ро­ну Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Моск­вы. Кро­ме то­го, ар­хи­манд­рит Петр по­ста­вил на вид пра­во­слав­ным де­ле­га­там сей­ма то, что борь­ба с уни­а­та­ми те­перь толь­ко раз­го­ра­ет­ся, а мит­ро­по­лит Ис­а­ия не смо­жет ве­сти ее до­ста­точ­но энер­гич­но.
Тут же на сей­ме, уже как из­бран­ный мит­ро­по­лит, Петр на­чал хо­да­тай­ство­вать о пре­об­ра­зо­ва­нии устро­ен­ной им Брат­ско-Бо­го­яв­лен­ской шко­лы в ака­де­мию. Ри­мо-ка­то­ли­че­ское и уни­ат­ское ду­хо­вен­ство, а так­же неко­то­рые из знат­ней­ших чле­нов сей­ма ре­ши­тель­но вос­про­ти­ви­лись это­му. Но ко­роль не ре­шил­ся вос­ста­нав­ли­вать про­тив се­бя пра­во­слав­ных и по неот­ступ­но­му хо­да­тай­ству Пет­ра дал ему при­ви­ле­гию, где вме­сто ака­де­мии учи­ли­ще бы­ло на­зва­но кол­ле­гией с про­стран­ным кур­сом бо­го­сло­вия и фило­со­фии.
Сме­ще­ние мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии бы­ло уза­ко­не­но цер­ков­но тем, что Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх Ки­рилл (Лу­карь) при­слал из­бран­но­му вла­ды­ке Пет­ру ар­хи­пас­тыр­ское бла­го­сло­ве­ние на мит­ро­по­лию. Од­на­ко сре­ди пра­во­слав­ных оста­ва­лись и сто­рон­ни­ки уда­лён­но­го мит­ро­по­ли­та Ис­а­ии, ко­то­рые ви­ни­ли Пет­ра в лич­ном че­сто­лю­бии. По­это­му владыка Петр устро­ил свою хи­ро­то­нию не в Ки­е­ве, а во Льво­ве. Здесь на Фо­ми­ной неде­ле 28 ап­ре­ля 1633 го­да он был хи­ро­то­ни­сан во епи­ско­па с воз­ве­де­ни­ем в сан мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го и Га­лиц­ко­го, а преж­ний мит­ро­по­лит Ис­а­ия был «де­гра­до­ван». Ру­ко­по­ло­же­ние воз­гла­вил Львов­ский епи­скоп, поль­зу­ясь пол­но­мо­чи­я­ми эк­зар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха. За­тем но­во­по­став­лен­ный мит­ро­по­лит от­пра­вил­ся в Ки­ев, где его при въез­де встре­ти­ли дву­мя из­вест­ны­ми па­не­ги­ри­ка­ми – от Лавр­ской бра­тии и брат­ской шко­лы. По въез­де в Ки­ев ему при­шлось за­пре­щать и низ­ла­гать свя­щен­ни­ков, сто­яв­ших за Ис­а­ию, а са­мо­го быв­ше­го мит­ро­по­ли­та на­силь­но пе­ре­вез­ти в Лав­ру.
По вступ­ле­нии на мит­ро­по­ли­чий пре­стол при­сту­пил к устро­е­нию Ки­ев­ской кол­ле­гии, ко­то­рая неиз­мен­но поль­зо­ва­лась его осо­бым вни­ма­ни­ем и по­лу­чи­ла в его честь на­зва­ние Мо­ги­лян­ской. Она бы­ла вполне устро­е­на и обес­пе­че­на, хо­тя и пре­тер­пе­ва­ла при­тес­не­ния ки­ев­ско­го во­е­во­ды. Ки­е­во-Мо­ги­лян­ская кол­ле­гия ста­ла пер­вым выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем на во­сточ­но­сла­вян­ских зем­лях. Чтобы про­ти­во­стать совре­мен­ной ри­мо-ка­то­ли­че­ской уче­но­сти на том же уровне, мит­ро­по­лит Петр по­за­им­ство­вал весь строй но­вой шко­лы с ла­ти­но-поль­ских об­раз­цов, ко­то­рые та­ким об­ра­зом при­вил в юж­но­рус­ской пра­во­слав­ной сре­де. Впо­след­ствии мит­ро­по­лит за­вел еще и низ­шее учи­ли­ще в Вин­ни­це.
Митрополит Петр вер­нул и вос­ста­но­вил ряд древ­них ки­ев­ских свя­тынь. Он воз­вра­тил за­хва­чен­ные ра­нее уни­а­та­ми Со­фий­ский со­бор и Вы­ду­биц­кий мо­на­стырь, вос­ста­но­вил и устро­ил храм Спа­са на Бе­ре­сто­ве и храм Трех свя­ти­те­лей – по­след­ний от­дал Брат­ско­му ма­сты­рю. В 1635 го­ду бы­ли от­ры­ты и очи­ще­ны от раз­ва­лин остат­ки Де­ся­тин­ной церк­ви, под раз­ва­ли­на­ми ко­то­рой об­ре­ли мо­щи рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра. Близ ру­ин мит­ро­по­лит Петр в том же го­ду по­са­дил ли­пу. Сред­ства для вос­ста­нов­ле­ния церк­вей и мо­на­сты­рей по­сту­па­ли из Лав­ры, из лич­но­го иму­ще­ства мит­ро­по­ли­та, из по­жерт­во­ва­ний бла­го­че­сти­вых лю­дей, из по­жа­ло­ва­ний Мос­ков­ско­го ца­ря.
Боль­шое вни­ма­ние об­ра­щал митрополит изданию цер­ков­ных книг, при­чем тре­бо­вал, чтобы ни­ка­кие кни­ги не пе­ча­та­лись без сли­че­ния их с гре­че­ски­ми под­лин­ни­ка­ми. Бы­ли зна­чи­тель­но пе­ре­смот­ре­ны, по­пол­не­ны и из­да­ны Слу­жеб­ник, Цвет­ная Три­одь и Треб­ник с важ­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми для свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Бо­же­ствен­ные служ­бы при мит­ро­по­ли­те ста­ли со­вер­шать­ся осо­бо тор­же­ствен­но и бла­го­леп­но. Мит­ро­по­лит Петр де­я­тель­но вво­дил и вос­ста­нав­ли­вал в сла­вян­ской сре­де гре­че­ские мо­лит­вы и чи­но­по­сле­до­ва­ния. В его Треб­ни­ке, на­при­мер, вве­де­на мо­лит­ва свя­ти­те­ля Со­фро­ния Иеру­са­лим­ско­го на Ве­ли­кое во­до­освя­ще­ние, в его Пост­ной Три­о­ди впер­вые в сла­вян­ском ми­ре по­явил­ся пол­ный Си­но­дик в Неде­лю пра­во­сла­вия – один из са­мых зна­чи­тель­ных ве­ро­учи­тель­ных до­ку­мен­тов Пра­во­слав­ной Церк­ви. Од­на­ко в то же вре­мя бы­ли вве­де­ны под ри­мо-ка­то­ли­че­ским вли­я­ни­ем ряд но­вых для Пра­во­слав­ной Церк­ви чи­но­по­сле­до­ва­ний, наи­бо­лее при­ме­ча­тель­ные из ко­то­рых – ве­ли­ко­пост­ные пас­сии в вос­по­ми­на­ние о Стра­стях Хри­сто­вых и от­чит­ка, вве­ден­ная в Треб­ник. 
При вла­ды­ке Пет­ре бы­ла про­слав­ле­на пра­вед­ная Иули­а­ния, княж­на Оль­шан­ская. При­ла­галл он также уси­лия к об­ще­цер­ков­но­му про­слав­ле­нию Пе­чер­ских свя­тых, при нём был со­став­лен Па­те­рик Пе­чер­ский.
Сре­ди мно­го­чис­лен­ных бо­го­слов­ских тру­дов мит­ро­по­ли­та Пет­ра осо­бое ме­сто за­ня­ла за­щи­та пра­во­слав­ных от об­ви­не­ний в про­те­стан­тиз­ме и вы­ра­же­ние вер­но­го уче­ния в ка­те­хи­зи­че­ской фор­ме. По­яв­ле­ние в 1629 го­ду каль­ви­нист­ско­го «Ис­по­ве­да­ния ве­ры» под име­нем Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла (Лу­ка­ря) вы­зва­ло сму­ще­ние в пра­во­слав­ной сре­де, обост­ри­ло по­ле­ми­ку ри­мо-ка­то­ли­ков про­тив пра­во­сла­вия и по­бу­ди­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра к от­ве­ту. Осо­бым по­во­дом ста­ло об­ли­че­ние со­чи­не­ния от­ступ­ни­ка от пра­во­сла­вия Кас­си­а­на Са­ко­ви­ча, ко­то­рый об­ви­нял пра­во­сла­вие в усво­е­нии ре­фор­ма­тор­ских мне­ний. В от­вет на этот на­вет мит­ро­по­лит Петр при­нял де­я­тель­ное уча­стие в со­став­ле­нии об­ли­чи­тель­но­го сбор­ни­ка «Λίθος, или Ка­мень», а так­же в под­го­тов­ке ве­ро­ис­по­вед­но­го трак­та­та – т.н. «Ис­по­ве­да­ния Пет­ра Мо­ги­лы».
В 1640 го­ду мит­ро­по­лит Петр со­брал По­мест­ный Со­бор в Ки­е­ве, на ко­то­ром бы­ло опро­верг­ну­то со­чи­не­ние Са­ко­ви­ча и при­ня­то, по­сле неко­то­рых пра­вок, под­го­тов­лен­ное пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры. На Яс­ском Со­бо­ре в 1642 го­ду это ис­по­ве­да­ние бы­ло да­лее скор­рек­ти­ро­ва­но и на­прав­ле­но на пе­ре­вод и про­вер­ку к во­сточ­ным пат­ри­ар­хам. В 1645 го­ду мит­ро­по­лит опуб­ли­ко­вал од­ну из ре­дак­ций «Ис­по­ве­да­ния» в Ки­е­ве, по­сле че­го ряд но­вых из­да­ний по­яви­лся на раз­ных язы­ках и по­лу­чи­ли ши­ро­кое хож­де­ние как важ­ный ве­ро­учи­тель­ный до­ку­мент Пра­во­слав­ной Церк­ви.
Мит­ро­по­лит Петр вполне вла­дел ла­тин­ским и гре­че­ским языками, жизнь вёл стро­го ас­ке­ти­че­скую. Он бла­го­го­вел пе­ред Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­рой и счи­тал ее ме­стом осо­бен­но­го при­сут­ствия Бо­жье­го.
Пе­ред смер­тью митрополит за­ве­щал Ки­ев­ской кол­ле­гии свою биб­лио­те­ку, при­об­ре­тен­ную для нее недви­жи­мую соб­ствен­ность и зна­чи­тель­ную сум­му де­нег, а на­став­ни­ков ее обя­зал, чтобы они жи­ли по его пра­ви­лам и каж­дый чет­верг со­вер­ша­ли о нем по­ми­но­ве­ние. Мно­го за­ве­щал он Лав­ре и дру­гим мо­на­сты­рям и церк­вам, воз­двиг­ну­тым им из раз­ва­лин.

Скон­чал­ся митрополит Петр 31 де­каб­ря 1646 го­да, в ночь на 1647 год и, со­глас­но за­ве­ща­нию, был по­гре­бен в скле­пе Успен­ской ве­ли­кой церк­ви Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры, под ле­вым кли­ро­сом в сред­ней ча­сти хра­ма.
Те­ло мит­ро­по­ли­та Пет­ра по­чи­ва­ло на ме­сте по­гре­бе­ния вплоть до Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. В но­яб­ре 1941 го­да Ве­ли­кую Лавр­скую цер­ковь взо­рва­ли, при­чем взрыв­чат­ку за­ло­жи­ли имен­но воз­ле ме­ста по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля. Гроб с остан­ка­ми ока­зал­ся пол­но­стью уни­что­жен, со­хра­ни­лись лишь се­реб­ря­ные пла­сти­ны с ро­до­вым гер­бом и эпи­та­фи­ей.

Цитаты из «Православного исповедания Кафолической и Апостольской Церкви Восточной»:

Вопрос 4. Какие из Христианских добродетелей наиболее необходимы?

Ответ. Необходимейшие добродетели, без которых никто совершенно не может спастись — три: Вера, Надежда и Любовь. Апостол исчисляет оные в сих словах: «ныне же пребывают вера, надежда, любы, три сия: болши же сих любы» (1 Кор. 13:15).

Вопрос 5. От сих трех главных и начальных добродетелей какие другие добродетели рождаются?

Ответ. Следующие три: молитва, пост и милостыня. Они, произрастая от Веры посредством Надежды, одушевляемой Любовию, соделываются благоприятными Богу.

Вопрос 9. Что есть милостыня?

Ответ. Милостыня есть дело милосердия, состоящее в том, когда кто-нибудь оказывает благодеяние душе или телу нуждающегося человека, не разбирая лица, которое имеет нужду в таковой милостыне. Сия добродетель есть самая необходимая для человека Христианина, как учит Священное Писание: «милостыня бо от смерти избавляет и тая очищает всяк грех: творящии милостыни и правды исполнятся жизни» (Тов. 12:9). И в Новом Завете, похваляя милостыню, так оно говорит: «иди, продаждь имение твое и даждь нищым: и имети имаши сокровище на небеси» (Мф. 19:21). Христос обещает дать великую награду милостивым и на последнем суде: «аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, мне сотвористе. Тогда речет... приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф. 25:40, 34).

Вопрос 11. Что есть мудрость Христианская?

Ответ. Мудрость Христианская есть некоторая заботливость и прозорливость, пекущаяся и наблюдающая, чтобы не оскорбить Бога и ближнего никаким поступком или мыслию. О сей мудрости Господь так учит: «будите убо мудри яко змия, и цели яко голубие» (Мф. 10:16). Сие изъясняя, Божественный Павел говорит: «Блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри, искупующе время, яко дние лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленнии, но разумевайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-17). Таковая мудрость Христианская основанием своим имеет непорочность и простоту сердца, всякую честность и пристойность, и всякую осмотрительность, чтобы не быть обманутыми врагом души нашей, и теми, кои желают вредить нам.

Вопрос 12. Что есть справедливость?

Ответ. Справедливость есть добродетель, воздающая каждому должнoe и соблюдающая долг свой без рассмотрения лиц не только в делах, касающихся богатства, но и чести и достоинств. Справедливость же Христианская не только воздает добром за зло, но даже не позволяет и желать зла тому, кто причинил нам зло, по учению Апостола: «ни единому же зла за зло воздающе, промышляюще добрая пред всеми человеки» (Рим. 12:17).

Вопрос 15. Что есть мужество?

Ответ. Мужество, рассматриваемое как Христианская добродетель, есть непоколебимая твердость духа, которую сохраняет Христианин при нападении на него всех возможных искушений, претерпеваемых им за Христа от видимого или невидимого врага.

Вопрос 24. Что есть гордость?

Ответ. Гордость есть неумеренное и несправедливое желание собственной славы, дабы превзойти других, подобных себе, достойно или недостойно. Оный грех был первый, который родился в деннице, и из которого, как из ядовитого источника, проистекли все другие. О нем Премудрость говорит: «Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни, и пути лукавых» (Притч. 8:13). И в другом месте Писание: «Возненавидена пред Богом и человеки гордыня» (Сир. 10:7). Противоположная сему греху добродетель есть смирение. Господь наш Иисус Христос, похваляя оное и призывая нас к люблению оного, говорит: «научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашым» (Мф. 11:29).

Вопрос 25. Какие другие, в частности, пороки рождаются от сего греха?

Ответ. Следующие: худое мнение о ближнем; осуждение Духовных и мирских людей; неповиновение Церкви и Предстоятелям; также хвастливость, лицемерие, спорливость, упрямство, несогласие, неуместная тщательность и суетливость, самонадеянность, небрежение о заповедях Божииx, закоснение во грехе и навык к нему, и другие подобные. Итак, кто желает освободиться от сего греха, должен непрестанно содержать в уме своем сказанное Богом Адаму: «яко земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3:19), также последний суд и вечное мучение; и сии слова Апостольския: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).

Тропарь,

глас 4

Яко вертоградарь трудолюбивый был еси Святителю отче Петре богомудре, ученьми своими всю землю нашу удобрил еси, молитвами угодников Печерских присно укрепляем. Темже купно с ними Престолу Царя Славы предстоя, молися во еже паству свою от зловерия суемудрых оградити, град сей и страну нашу от всяких бед избавити, людям же подати мир и велию милость.

Кондак,

глас 2

Благочестия и догматов отеческих ревнителю, светильниче митрополии Киевския, святителю отче Петре, сподвижник преподобного Иова во ограждении Церкви Православныя воистину явился еси. И противу козней диавольских безбоязненно вооружился еси. Тем же и ныне непремолчи о нас молитися ко Господу, во еже спастися душам нашим.

День памяти: 13 января

 

По материалам сайтов:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

https://www.sedmitza.ru/lib/text/436387/

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.