Святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, Сан-Францисский, Чудотворец

Житие

Архиепископ Иоанн родился 17 июня 1896 года на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку — католичку, и в результате она приняла православие.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн в честь своего предка святителя Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время сербский епископ Николай (Велимирович) давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну». Отец Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день вычитывал весь круг богослужений, служил Божественную литургию и причащался.

Со дня монашеского пострига он никогда не ложился на кровать, спал обычно на полу или в кресле. Иногда святого Иоанна находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого), епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство — через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только один раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо. В американские законы были внесены поправки, и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, в то время как остальные выехали в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Благодаря его трудам в святцы Русской Зарубежной Церкви были включены имена многих западных подвижников благочестия, живших до отделения римо-католичества, но забытых на православном востоке. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность принесла обильные плоды. Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой». Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железно-дорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Архиепископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного – будь он католик, протестант, православный или кто другой – потому что, когда он молился, Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра, и Архиепископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный архиерей, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок, и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, святитель Иоанн говорил, что в смутное время начала XVII в. Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Гибель казалась неизбежной. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восставала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтла с Чудотворной иконой Божией Матери Курской-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу этот великий праведник. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься, получишь». Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом храм наполняла тихая радость. Очевидцам казалось, что они присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого. Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец – скорый помощник всех сущих в бедах и болезнях.

 2 июля 1994 г. Русская Православная Церковь заграницей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. После объединения Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви имя святителя Иоанна было включено в святцы Московского Патриархата.

 

Цитаты из творений:

Нет слов передать славу славнейшей херувим и честнейшей без сравнения серафим Она стоит у самого престола Того, Кого возлюбила всем существом и Кому посвятила всю Свою жизнь. А так как с любовью к Богу неизменно связана любовь к ближним (I Иоан.), то у больше всех возлюбившей Бога, больше всех и любви к людям. Ни один вздох, ни одна слеза не укрывается от Нее. И не потому, что лишь через Нее открывается Дух Святый, а именно в силу этой любви Она является молитвенницей и предстательницей всего человеческого рода. Она — радость радующихся, утешительница скорбящих, помощь бедствующих, заступница всех христиан. Если еще в отроческие годы Она столько времени посвящала молитве, что про Нее говорят «жила во святых», хотя, собственно говоря, она жила в особом помещении для дев при храме, а во Святое Святых приходила только молиться, то теперь, пройдя земной путь, у Престола Славы Она вся погружена в молитву, «день и ночь молится о нас», и «непрестанною молитвою спасает мир Дева всепетая». И к другим угодникам иногда обращаемся с молитвою спасти нас, так же, как и к Богородице, молить Бога о нас, но преимущественно именно к Богородице мы взываем «спаси нас», выражая этим веру в особенно сильную мощь Ее молитвы, всегда слышимой и исполняемой немедленно Ее Сыном. Но как помраченному взору трудно смотреть на свет, так и нам, погрязшим в грехах и страстях, непостижима слава Богоматери, чуден и непонятен путь, которым Она к ней пришла. «Неизреченных Божиих и Божественных таин зря в Деве благодать являемую и исполняемую, явственно радуюся и образ разумети недоумеваю странный и неизреченный: како избранная чистая явися паче всея твари видимыя и разумеваемыя. Темже восхвалити хотя сию, ужасаюся зело умом же и словом, обаче дерзая проповедую и величаю: сие есть селение небесное» (Икос Введения во храм).

Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя

и новое направление русской религиозно-философской мысли

 

Молитва должна всегда заканчиваться преданием себя воли Божией. Часто мы ошибаемся в выборе вредного и полезного для нас и просим Бога о вредном и для нас и для другого. Поэтому мы иногда не получаем от Бога то, что просим. Но это не значит, что нас Бог не слышит.

Бог нас слышит и даст нам другое, более полезное вместо того о котором мы молились. Получивши это, мы наполняемся душевным миром и чувствуем в сердце, что это ответ на нашу просьбу…

Молитва имеет различные степени. Чаще всего случается, что не имеем желания молиться, не смотря на то, что пришло время молитвы. В этом случае надо себя побороть и читать определенные молитвы, со вниманием выговаривая или читая каждое слово. В начале это будет лишь механический труд, и молитва будет только внешняя. Но это не есть молитва лицемера и фарисея, о которых Христос сказал, что они его почитают только устами, а что сердце их далеко от Него (Мф. 15:8). Фарисеи и не старались приблизится духовно к Богу, и молились только для того, чтобы показаться перед людьми благочестивыми. А здесь человек желает молится, не думая о людской похвале, но молится только внешней молитвой потому что его дух в тот час не приготовлен для молитвы…

Когда молимся о чем-нибудь, что полезно нам или нашим близким, часто Господь так быстро исполняет наши просьбы, что не успеваем молитву выговорить словами или мысленно, а ум получает то, о чем мы молились. Это должно нас убедить в том, что Бог заботится о нас и тогда, когда мы не получаем сразу просимое…

Молитва есть так же средство за укрепление любви и примирения с врагами. Когда мы молимся за кого-нибудь, у нас создается расположение к нему, и тот, не зная за это, ощущает проявленную ему любовь и его сердце становится мягче. Поэтому надо всегда молиться не только о себе, но и о других живых и умерших.

О молитве

 

Пророк Даниил, говоря о Страшном Суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь — это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его, и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест, одни возрадуются, а другие — придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании перед Судией одни становятся направо, другие налево — их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово «приидите ко Мне, благословенные», и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти «книги» раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.

Беседа о Страшном Суде

 

Как же одновременно Телом Христовым является и Церковь и Святые Тайны?

Верные и сами являются членами Тела Христова — Церкви и причащаются Тела Христова во Святых Тайнах.

И в одном и в другом обстоятельстве наименование «Тело Христово» употребляется не в переносном, а в самом действительном значении сего слова. Мы веруем, что Святые тайны, сохраняя вид хлеба и вина суть истинное Тело и истинная Кровь Христовы. Также веруем и исповедуем, что Христос Сын Бога Живаго, придя в мир грешные спасти, стал истинным человеком и плоть Его, воспринятая от Девы Марии, была настоящей человеческой плотью; что телом и душой Христос был истинным человеком, во всем подобным остальным, кроме греха, оставаясь в то же время истинным Богом. Божеское естество не умалилось и не изменилось у Сына Божия, при Его воплощении, как и человеческая природа не изменилась при том, а полностью сохранила все свои человеческие свойства.

Неизменно и неслиянно, навеки, «нераздельно и неразлучно» соединились в Едином Лице Господа Иисуса Христа Божество и человечество.

Вочеловечился Сын Божий, чтобы людей сделать причастниками Божественного естества (2 Петра 1:4), чтобы падшего в грех и смерть человека освободить от них и сделать бессмертным.

Соединяясь со Христом мы восприемлем божественную благодать, дающую человеческой природе силу для победы над грехом и смертью… Привлекая всех к Себе Божественной любовью и соединяя их с Собой, Господь соединил друг с другом возлюбивших Его и пришедших к нему, объединив в Единую Церковь.

Церковь есть единство во Христе, теснейшее единение со Христом всех право верующих в Него и любящих Его и единение их всех чрез Христа.

Церковь – Тело Христово.

Из проповедей и поучений

архиепископа Иоанна Шанхайского

Видеоматериалы:

 

 

Тропарь, глас 5

Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых;/ тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/ Весь от Бога освящен священнодействием пречистых тайн,/ ими же присно укрепляем,/ поспешал еси ко страждущим,/ целителю отраднейший./ Поспеши и на помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

 

Ин тропарь, глас 1

Святительства дар преумножил еси, слова проповеданием апостолом поревновав, бдением же, постом и молитвою с преподобными вменился еси, клевету и поношения с кротостию приемля. Сего ради Христос тя прослави чудесы, ихже обильно изливаеши на всех с верою притекающих к тебе: и ныне спасай нас молитвами твоими, Иоанне досточудне, святителю Христов.

 

Кондак, глас 4

Христу Пастыреначальнику последовав, во святителех изряднейший явился еси, спасл бо еси овцы своя от губительства безбожных, пристанище мирное тем учредив, и попечение непрестанное о пастве имея, врачевал еси их недуги душевныя же и телесныя, и ныне о нас к твоим честным мощем припадающих, моли Христа Бога, отче Иоанне, в мире спастися душам нашим.

 

Дни памяти: 2 июля (преставление), 12 октября (обретение мощей).

 

По материалам сайтов:

adamovka.ru

http://azbyka.ru/

Alekcandrina.RU Веб-разработка и продвижение.